Началось постепенное вытеснение мозаичного декора храмов настенными росписями. Этот процесс был естественным следствием распространения столичного искусства в провинции и постепенного обнищания византийского мира. Иногда мозаики перемешивались с фресками. В других случаях в технике мозаики выполнены отдельные композиции, а основу убранства составляют фрески. Казалось, что техника мозаики находится в глубоком кризисе, и вот вот исчезнет. Но судьба распорядилась иначе, и на смену средневековым мозаикам приходят мозаики эпохи возрождения. А связано это со прежде всего с небывалым строительством Собора Святого Петра в Риме.
Basilica di San Pietro
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя. Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.
Размеры собора Св.Петра просто потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора - 138 метров, длина без портика - 186.36 метров, а с портиком - 211.5 метров. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко.
Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра - это история борьбы двух архитектурных концепций - собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением святого Петра, принявшего мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трехнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали.
Убранство собора чрезвычайно пышно. На протяжении веков его украшали выдающиеся мастера искусств.
Несмотря на то, что и в западном и в восточном христианстве к тому времени уже окончательно закрепилась традиция к украшению интерьера храмов фресковой росписью, внутреннюю отделку стен и сводов храма предполагалось сделать мозаичной: этому соответствовала и сама задумка храма как главного в мире и то, что крупнейший и роскошнейший христианский храм – собор св. Софии в Константинополе-Стамбуле, уже превращенный к тому времени в мечеть, был украшен мозаиками, а ему, да и собору св. Марка в Венеции, нужно было соответствовать, и то, что старая базилика была отделана мозаикой – все говорило в пользу этого материала.
Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены в технике мозаики.
Общая площадь мозаик собора около 10 тысяч квадратных метров.
Создание мозаик началось с капеллы Св. Григория в 1578 и продолжалось до 1800 г. Мозаичными работами последовательно руководили: Girolamo Muziano (1532-92), Paolo Rossetti (?-1621), Marcello Provenzale (1575-1639), G.B. Calandra, Fabio Cristofari (~1615-89) и Pietro Paolo Cristofari (1685-1743). В 1727 Pietro Paolo Cristofari основал Studio del mosaico al Vaticano (Академия Ватиканских мозаик), действующую до сих пор.
По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа :
("Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam mean et tibi dabo claves regni caelorum" Мф 16:18)). :"Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
Первым помещением, где предполагалось произвести первую пробную отделку мозаикой, была капелла, где должно было находиться захоронение папы Григория XIII. Мастера под руководством Джованни Гапей да Керсо, приглашенные папой из Венеции, приступили к мозаикам капеллы в 1578 г. Они набирают мозаики по эскизам Джиролано Муциано. Их работа получает всеобщее одобрение и мозаичная отделка храма продолжается. Затем предстояла отделка капеллы Климента VIII, увенчанной большим куполом храма, спроектированным Микеланджело. Работы начались в 1598 г. по эскизам и под руководством Джузеппе Чезари, известном как кавалер Д'Арпино. В мозаичном украшении различных капелл храма участвуют известные художники своего времени: Джованни Ланфранко, Андреа Сакки, Джованни Франческо Романелли, Гвидо Убальдо Аббатини, Карло Маратта, Чиро Ферри, Марк Антонио Фанческини, Николо Риччолини, Франческо Тревисани. Украшение собора было в основном закончено только к сер. XVII века.
Оригиналами для мозаичных изображений были живописные реалистические картины. Развитие реализма происходило в направлении, противоположном условному христианскому искусству иконописи, когда-то общему и западному и восточному христианству с ориентацией на античные реалистические образцы, прежде всего скульптурные.
Это направление, в котором шли художники на протяжении нескольких веков, достигшее своей вершины в работах титанов Высокого Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Впоследствии оно стало господствующим в Европе и России и известно как «академическое» направление. Поскольку, реализм тогда считался вершиной искусства, то и мозаика должна была быть максимальной заменой живописи, быть «не хуже» ее. Естественная условность материала, являющаяся его оригинальной спецификой и преимуществом, считалась недостатком, который было необходимо преодолевать.Таким образом, мозаики базилики св. Петра сформировали свой эталон мозаичного искусства, просуществовавший до конца XIX века. Дальнейшие работы шли в направлении получения оттенков смальты, иконы из которой были бы абсолютно неотличимы от масляной живописи, что к началу XVIII в. было удачно реализовано Алессио Маттиоли.
Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari, известного как Cavalier d'Arpino. По мере изготовления картонов лучшие мозаичисты того времени - Turchi, Torelli, Rossetti, Abatini, Serafini под руководством Provenzale - изготавливали мозаику купола. В создании изображений евангелистов, ангелов, декоративных украшений принимали участие художники: Giovanni De Vecchi, Cesare Nebbia, Cristoforo Roncalli, Giovanni Guerra, Cristoforo Pomarancio, Marcantonio Bosco, Ercole da Fano. Известно, что в работах принимал участие Orazio Gentileschi, но документально это не подтверждено.
Мозаики евангелистов находятся на высоте около 50 метров - хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 5-этажному зданию. Мозаика на Алтаре Лжи датируется 1725-27 годами и основана на картине Ронкалли 1599-1604 годов, изображает сцену из "Деяний апостолов": Алтарь Святого Сердца в 1923 году был украшен мозаикой, основанной на картине Карло Муччиоли (1857-1933) "Знамение Сердца Иисуса Св. Маргарите Марии". В основе сюжета лежит эпизод из жития Св Маргариты Марии Алакок (1647—1690, в 1864 году была причислена папой римским Пием IX к лику святых) ,видевшей в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью. и написавшей мистическое сочинение «La dévotion au coeur de Jésus», обнародованное в 1698 патером Круазе и послужившее поводом к основанию культа Святого Сердца Иисуса ,Мозаика в баптистерии - «Крещение Господне», 1730, оригинал кисти Carlo Maratta находится в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Мозаика "Апостол Петр" создана при папе Климе́нте X (лат. Clemens X; в миру Эмилио Бонавентура Альтьери — папа римский с 29 апреля 1670 по 22 июля 1676).
К XVIII веку относится и начало организационного оформления мозаичного дела в Ватикане. Папа Климент XI предоставил мастеру Филиппо Кокки помещение под рабочую и учебную студию. Однако, дело не шло до тех пор, когда папа Бенедикт XIII в 1727 г. не учредил Мастерскую мозаики Ватикана под руководством Пьетро-Паоло Кристофари. Новым направлением развития мастерской стала микромозаика. Микромозаика применялась для украшения различных предметов: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и быстро стала популярной среди аристократии, церковных иерархов, дипломатов, богатых путешественников, монархов, совершавших официальные визиты. Мозаичисты Ватикана не только возродили мозаичную традицию и поддерживали ее: благодаря им мозаикой заинтересовались в других городах и странах. В какой-то степени ватиканские мозаики вдохновили Ломоносова на собственные исследования и работы в этой области. В начале XIX века появляются мозаичные мастерские в Неаполе, Милане и Париже. В 1845 г. во время визита императора Николая I в Ватикан он был так поражен его мозаиками, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора на мозаику.