Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как в художественной области, так и в технологической.
Первые научные исследования древних мозаик начались в 19 веке, в первую очередь с иконографической точки зрения. Художественная и историческая ценность мозаичных мощений недооценивалась искусствоведами примерно до середины 19 века. Напольные мозаики воспринимались историками и археологами, как ветвь искусства, интересная мозаичными повторами произведений античной живописи. Пренебрежительное отношение к искусству мозаик постепенно менялось. Мозаика стала рассматриваться, как явление в искусстве, особенно важное для понимания трансформации античного искусства в искусство раннехристианское и средневековое. Новые разработки, формирующие основы современных исследований, появились в 60-ые годы 20 века. (Анри Стерн и ассоциация AIEMMA).
Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков».
Древний Восток
Самым ранним мозаичным архитектурным декором является убранство дворцов и храмов в древней Месопотамии. Древнейший памятник мозаики, дошедший до нас,— остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Урук (IV тысячелетие до н. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами. В Вавилоне, Уруке и Уре за четыре тысячи лет до нашей эры цокольные части дворцовых полуколонн декорировались подобным образом. Конусы, обнаруженные на стенах храма Э-Анна, были описаны немецким археологом Антоном Моргаат в книге «Искусство в Древнем Ираке». Он считал, что узоры из конусов пришли на смену циновкам,изготовленным из тростника или пальмовых листьев, которыми покрывали стены храмов и домов для украшения и придания им привлекательности. Конусы явились переворотом в архитектуре Урука. Но появление конусов для мозаики было вызвано скорее не формой и размером циновок, а формой и размером деревянных колышков, которые требовались, чтобы повесить эти циновки на стены. Конусы изготавливались определенной длины и формы, поскольку это имело важное значение: если бы они были меньшего размера, то могли бы выпасть из-за расширения и сжатия основы вследствие изменений температуры в регионе.
Кроме декоративных целей, которым служило использование конусов, дополнительный глиняный или каменный слой конусов летом защищал храмы от жары и сохранял прохладу внутри.
Ранним примером мозаичной техники специалисты считают артефакт, условно называемый "Штандартом из Ура" - пара инкрустированных декоративных панелей размером 21,59 х 49,53 см. Они обнаружены при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. На обеих плоскостях штандарта в три яруса выложены ляпис-лазурью, перламутром и разноцветным песчаником (или известняком) мозаичные сцены публичной жизни. Запечатлены войска в ратном походе, перевозимые метательные механизмы для камней и боевых копий, осадные орудия, предназначенные для разрушения крепостных стен. На другой плоскости в верхнем ряду изображён победный пир царя, а на двух нижних ярусах показано шествие провиантских отрядов, следовавших к царскому двору. Служители вели скот и военнопленных, несли к столу захваченную в битвах добычу и приготовленные яства.
И даже а древнем Египте сохранились изделия 6-4 веков до н. э., инкрустированные кубиками из драгоценных камней и цветных стекол.
Фригия
Напольные галечные мозаики были открытые в столице Фригии – Гордионе американскими археологами в 1950-е. На сегодняшний день экземпляры мозаик такого типа из Гордиона являются древнейшими из известных и датируются VIII в. до н. э. или даже ранее. В силу своего возраста и редкости они дают уникальную возможность исследования древних техник галечных полов. Расположенная в одном из мегаронов, датированном IX-VIII вв. до н.э., мозаика на момент открытия была почти полной, без утрат, и отличалась большой красотой и сложностью. Через семь лет после ее обнаружения, в 1963 году, группой под руководством Музаффера Эрторена, специалиста турецкого департамента древностей, отдельные части мозаики были вырезаны, подняты и укреплены на цементной основе, а затем помещены на хранение в доме раскопок, где и оставались на протяжении нескольких десятилетий. Наконец, в 1983 году сохранившиеся фрагменты были установлены и открыты для обозрения под навесом в Археологическом музее Гордиона, находящимся неподалеку от деревни Яссихююк.
Наиболее древней техникой античной мозаики является галечная, широко применявшаяся в V-II вв. до нашей эры в украшениях полов. Этой техникой исполнялись несложные по своему рисунку мозаики пола в домах Пергама, Приенны, Помпеи, Ольвии и на острове Делосе. До находки в Гордионе считалось, что галечные мозаичные полы начали выкладывать не ранее V века до н.э. в Эгейском регионе. Примеры таких ранних мозаик, выложенных узорами из натуральной гальки разных (часто двух контрастных) цветов, находили в греческих центрах (в Коринфе, Олимпии, Олинфе), а также на о.Мотия близ Сицилии; все они датируются концом V – началом IV в. до н.э.
Разнообразные геометрические и цветочные орнаменты используются в ранних образцах галечных полов: волнообразный меандр, венки и побеги, витой шнур (обычно вдоль края). Редкие фигуративные элементы – это, как правило, силуэтные изображения, внутренние детали которых проработаны контрастными «линиями»,цепочками гальки. С развитием искусства мозаики находит применение галька разных размеров. Мелкие, плотно посаженные камни сделали возможным более подробные изображения, внедрение эффектов светотени и объема. В мозаиках Пеллы (конец IV в.до н. э.), являющих вершину данного вида искусства, использованы тонкие полоски свинца для выделения контуров и большей детализации. Возможно, для стандартных мозаичных бордюров, где один узор мог повторяться неоднократно на большой площади, использовались своего рода «образцовые книги» с уже готовыми шаблонами.
Когда в Гордионе были открыты мозаичные полы, надежно датируемые VIII или даже IX в. до н. э., стало ясно, что едва ли Грецию можно считать источником для фригийских образцов. Влияние, судя по всему, шло в обратном направлении – с востока на запад, и вполне возможно, что гордионские мозаики адаптировали и развили еще более древние традиции, пришедшие из Сирии и Месопотамии.
«Месопотамский» способ декорирования помещений с помощью терракотовых конусов, судя по всему, не был широко распространен во Фригии и всегда оставался зарубежной экзотикой. Если сама идея и была позаимствована, то она нашла реализацию в другом материале – камне, и в другой функции – декорации пола (в Месопотамии мозаикой декорировались преимущественно стены). Если иметь в виду фригийские находки, упомянутые выше, из Аладжа-Хююка, возможно имело место прямое переведение техники терракотовых «гвоздей»в другой материал. Возможно, эта трансформация повлиял на процесс становления напольной галечной мозаики.
Следует заметить, что использование гальки в декорировании полов в VIII в. до н. э. имело место не только во Фригии, но и в центрах северной Сирии, попавших под контроль Ассирии. К востоку от Евфрата, в Арслан-Таше и Тиль-Барсибе, на территории дворцовых комплексов времен Тиглатпаласара III (прим. 745-727 до н.э.) были найдены галечные мощения под открытым небом. Дворцовые дворы были покрыты мозаикой из черной и белой гальки, уложенной в шахматном порядке.
Греция
В материковой Греции мозаики из камней-голышей в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Opus barbaricum (варварский стиль) (от. barba- борода) или Pebble mosaic. Ранние типы фигуративных панно были найдены в Эретрии, Коринфе, Сикионе, Олинфе, Мотии. В столице Македонии- Пелле, была обнаружена мозаика «Дионис верхом на леопарде», « Охота на оленя». Мозаика на Кипре в городе Неа- Пафосе в доме Диониса — «Скилла». Эретрия Дом мозаик - «Фетида на Гиппокампе».
Дом похищения Елены — одно из самых крупных зданий в городе Пелла — принадлежал богатому македонскому аристократу, приближенному ко двору. На напольных галечных мозаиках дома изображалась охота, битва с амазонками и сцена похищения Елены, благодаря которой дом получил свое название. «Охота на оленя» располагалась в андроне — мужском зале, где хозяин дома и его гости собирались на пиры. В центре композиции — два юноши, которые готовятся нанести жертве смертельный удар. Фигуры изображены в движении, в резких позах, характерных для искусства IV — начала III века до н. э. Один из охотников замахивается мечом, и от резкого движения его петас отлетает назад. Стремительность движений подчеркивают и развевающиеся плащи.
Изобразив героев обнаженными, автор намекает на то, что перед нами не просто безымянные охотники, но знаменитые герои. Некоторые искусствоведы считают, что это Александр Македонский и Гефестион, его ближайший друг и соратник. Если так, мозаика, созданная уже после их смерти, обретает дополнительный мемориальный смысл. Бордюр композиции, составленный из прорастающих, переплетающихся цветов, ассоциировался с Асфоделевыми лугами — частью царства мертвых. Находясь в пространстве андрона, пирующие в Доме похищения Елены приобщались к миру выдающихся героев.
Мозаика Сциллы является самой ранней, эллинистической мозаикой не только в доме Диониса, но и на всем Кипре. В отличие от остальных наборных полов она выложена из необработанной белой и черной гальки, подобранной по размеру, и печальная повесть Сциллы проявляется из прошлого монохромностью текучего мозаичного образа полумонстра-полуженщины. Согласно одному из вариантов преданий, в красавицу Сциллу был безответно влюблен Главк, решивший добиться любви Сциллы с помощью приворотного зелья, за которым он и отправился к волшебнице Цирцее. Однако Цирцея, влюбленная в Главка, рассудила по-своему: она действительно приготовила волшебное зелье, но - увы! - не любовное, и вылила его в залив, где любила купаться Сцилла. Когда девушка погрузилась в море, отравленные воды обезобразили нижнюю часть её тела: на мозаике она изображена с собачьими головами вместо ног и змеиным хвостом. Превратившись в монстра, Сцилла обратила весь свой гнев на род людской, стремясь уничтожить как можно больше мореплавателей.
Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э.
Зарождение техник пришедших на смену галечному мощению (Opus Sectile, Opus Tesselatum, Opus Vermiculatum) относится примерно к 3 веку до н.э. Время появления техники из наколотых тессер в Италии относится ко 2-3 векам до н.э.
Продолжение следует…
Источники:
1.Андрей Ларионов. Искусство античной напольной мозаики.2014. ISBN 978-5-87991-101-5
2. https://arzamas.academy/micro/mosaic/4
3. Амир Абед Наджм Абед. Комплексное исследование конусовидной мозаики храмов города Урук( Варка) в Южной Месопотамии
4. Лучкина О.А. Мозаики Гордиона и проблема происхождения галечных орнаментальных полов.