Найти тему

Прекрасные сады и города в древних мозаиках Иордании и Туниса

Выставка в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств

С точки зрения мифа, знание о какой-либо вещи есть знание о том, как она была создана. И, соответственно, ремесленное познание есть познание о том, как вещь делать, а, следовательно, и о ее сути.

Тунис - государство, расположенное в Северной Африке. Иордания - государство, расположенное на Ближнем востоке. Их разделяют тысячи километров. Но объединяет принадлежность к Римской, а позднее к Византийской империям, и следовательно, характерное для этих культур повсеместное распространение мозаик.

Алтарь из церкви Львов в Умм-Ар-Расасе, Иордания
Алтарь из церкви Львов в Умм-Ар-Расасе, Иордания

Почти все сохранившиеся мозаики являются напольными покрытиями разных помещений.

Проект родился в студии “Сад Гранат", который более 10 лет занимается мозаикой. Это удивительное сочетание искусства и технологии, включающее в себя рисование эскизов, разработку картонов, изучение истории, технологии, работу с материалом. Эти знания и навыки мы собираем по крупицам со всего мира и с удовольствием делимся ими в рамках студии мозаики.

Интерьер студии
Интерьер студии

Мозаика является искусством, прежде всего, монументальным. Мозаичные шедевры сложно перевозить и, соответственно, показывать, делать выставки. Именно поэтому в нашей студии появилась идея создать Российский музей мозаики, демонстрирующий историю этого искусства на примере копий древних мозаик, а также актуальное его состояние в творчестве современных художников.

Выставка "Прекрасные сады и города в мозаиках Иордании и Туниса" является началом этого большого проекта. Мозаики созданы художниками и учениками студии "Сад Гранат". Мастера-мозаичисты по сей день используют такие же заостренные молотки и закольники, как две тысячи лет назад, такой же неизменной остается и последовательность этапов работы. Более 30 авторов объединились, работая в течение полугода, чтобы вместе собрать и сохранить удивительный древний мир с прекрасными садами и величественными городами, обратить свой взгляд в прошлое, стать отчасти свидетелями того времени, где за ремесленной деятельностью стоит мифо-магическая картина мира. А производственный акт ремесленника мог рассматриваться как осколок некоего магического ритуала, воспроизводящего миф, в частности, змееборческий.

Копия римской мозаика 2-го века.
Музыкальное состязание Аполлона и Марсия и четыре сезона.
Тунис, Национальный музей дю Бардо
Копия римской мозаика 2-го века. Музыкальное состязание Аполлона и Марсия и четыре сезона. Тунис, Национальный музей дю Бардо

Сюжетные мозаики представляют нам древний мир людей, живших более 2-х тысяч лет назад, со сценами повседневной жизни, флорой и фауной, Богами, легендарными героями.

Исследователи утверждают, что каждая мозаика - уникальное произведение искусства, сюжетные мозаики не повторяются. Интересен тот факт, что практически все полотна не имеют подписи, и мы никогда не узнаем имя выполнявшего их художника. Познания мастеров были эмпирическими, добытыми трудом многих поколений, а потому как бы независимыми от конкретного человека, но принадлежащими трудящейся общности в целом.

Современный подход позволяет возродить, казалось бы, давно забытое ремесло и делает далекие артефакты близкими, минимизируя время, превращая тяжелый монотонный труд в интересное увлечение. Мастер-ремесленник повторяет в своих действиях начальную борьбу космических сил, создание Космоса и полезных для человека вещей, возводит себя к демиургу и культурному герою. В изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами.

Мастер за набором мозаики
Мастер за набором мозаики

Мозаики не являются точными копиями, а скорее репликами. Но видя их, мы переносимся в далекое прошлое и знакомимся с тем миром, который отстоит от нас, но он часть общей истории человечества.

Преподаватели Студии с готовыми мозаиками
Преподаватели Студии с готовыми мозаиками

Нас окружают миллионы разноцветных тессер (камушков), которые за множество часов работы, стали в руках художников - произведением искусства. И каждая картина обретает вновь своего современного автора. Выставка - это гимн таинству материала, гимн командной работе в кругу любящих своё дело единомышленников, гимн и почтение искусству древних.

Куратор: Елена Витальевна Тютрина

Авторы проекта: Никита Пашментов, Мария Скурихина

Участники: Анастасия Касатонова, Андрей Костин, Анна Гапотченко, Алина Мелентьева, Алина Котова, Арина Воробьева, Виталий Итунин, Виктория Яковлева, Виктория Кугушева, Галина Молчанова, Елена Володичева, Елена Попова, Ксения Смирнова, Кира Исакова, Лада Лебедева, Людмила Капитонова, Мария Скурихина, Марта Тухканен, Надежда Дашкова, Надежда Андрушкевич, Ольга Ренн, Ольга Кулиева, Ольга Иокша, Ольга Пестрикова, Полина Николаева, Полина Коткина, Стелла Бежанова , Татьяна Арбатова, Юля Шутова, Юля Алпеева, Юля Пухарева, Юля Королева