Ежедневно юристам поступают сотни вопросов - куда жаловаться на бездействие приставов? Как правило, предисловие звучит так: «подали исполнительный лист еще тогда-то, до сих пор выплат нет, приставы ничего не делают…». Хочу немного рассказать об условиях работы сотрудников вышеуказанного ведомства, чтобы некоторые граждане "сняли розовые очки".
Почему так долго?
Наличие на руках взыскателя решения суда и исполнительного документа еще не говорит о том, что вот прям завтра ему на счет начнут поступать денежки. Сначала пристав направит официальные запросы в Росреестр, ИНС, ПФР, ГИБДД и кредитные организации, чтобы узнать о наличии у должника имущества и средств на банковских счетах. Если должник работает – постановление о взыскании долга направляется приставом в бухгалтерию по месту работы «ответчика».
Стоит ли рассказывать, как «быстро и эффективно» работают почтовые отделения? Думаю, нет. На работу этой структуры жалоб поступает не меньше, чем на приставов. Тем не менее работа ведется – пока запрос из РоСП поступит по месту работы должника, в ИНС и т.д., пока должностные лица проверят данные и подготовят ответ, и пока нужные документы-ответы поступят в РоСП, - может пройти не одна неделя, а месяцы. В этом вины ССП-шников нет.
Объемы работы сотрудников ССП
Идем дальше. Большинство взыскателей думают и высказываются так – «приставы только и делают, что сидят в уютных кабинетах, пьют чай и болтают». Не знаю, как в др. регионах РФ, но у нас на каждого сотрудника РоСП приходится около 1000 исполнительных производств в месяц. В месяц! Только представьте, 1000 должников + 1000 взыскателей в месяц. Одни скрывают доходы и даже скрываются сами, другие требуют решить их вопрос в кратчайшие сроки. А насколько реально выполнить такой объем работы – никому не интересно.
Техническое обеспечение
Но и это не все! У нас в каждом РоСП всего по 2 машины. А теперь представьте «картину маслом» - на 10 районных приставов и на 85 000 жителей каждого района города всего 2 машины. Подумайте, реально ли приставу отработать хотя-бы 500 материалов в месяц? То есть, изучить материалы «дела», написать и отправить запросы, выехать по месту жительства/нахождения/работы должников, получить и изучить ответы по запросам, произвести исполнительные действия и пр.? Зачастую пешком и за 18 000 руб. в месяц (отсюда и большая «текучка» кадров).
Жалобы
Думаете это все? Как-бы не так. А теперь представьте, какое количество жалоб поступают ежедневно старшим приставам, в прокуратуру и т.д. И каждую жалобу нужно проверить, дать по ней ответ. И, в первую очередь, объяснения будет писать тот самый пристав, который бегая по городу «на своих двоих», пытается решить проблемы взыскателей. А тут еще и «это».
Мнение автора
Знаете, мне иногда искренне жаль сотрудников ССП. Во-первых, у них нет таких полномочий, как показывают в кино. Вот ни разу они не наемные частные детективы, чтобы выслеживать - где и когда бывает должник, на чем он «катается» и куда тратит «нечестно заработанные». Во-вторых, такие объемы работы + психологическая нагрузка приводят к «выгоранию». И часто опытные добросовестные приставы оставляют работу. На их место приходят вчерашние студенты или, хоть и профильные специалисты, но без опыта работы и без знаний о новых изменениях в законах. И начинается! – ошибки, неправомерные взыскания и т.п.
Как быть?
А может стоит пересмотреть свое отношение к сотрудникам данной структуры? Ведь каждый может помочь себе сам, в силу своих возможностей. Есть свое авто или автолюбитель-друг – предложите приставу помощь транспортом для выезда по месту проведения исполнительских действий. Есть свободные 20-30 минут – предложите свою помощь по доставке письменного запроса в нужное учреждение, и т.п. Разве это не в ваших интересах? Так будет быстрее и эффективней.
Все мы люди
Не забывайте, что приставы тоже люди, а доброе слово «и кошке приятно». Не говоря уже о действенной помощи взыскателя, который вместо ожидания «у моря погоды» и написания бесчисленного количества жалоб, постарается помочь приставу решить свой же вопрос максимально быстро и положительно.