Вы уже догадались по названию, о чем речь? Правильно, об ассенизационных машинах. То бишь о тех самых автоцистернах, что приезжают очищать переполненные выгребные ямы. Работёнка, прямо скажем, так себе. Именно поэтому платили в Советском Союзе водителям «говнососок» больше, чем водителям бензовозов! Опасность несоизмерима, говорите? Ну а как иначе было мотивировать людей к столь непопулярной работе? Только деньгами, грамота победителю соцсоревнований тут вряд ли могла помочь… В общем, сегодня предлагаю посмотреть подборку архивных фотографий советских ассенизационных машин. Приятного просмотра, так сказать ))
На первом фото – ленинградская цистерна АЦГ на шасси «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска, снятая прямо во время работы. Обращает на себя внимание очень маленький размер бочки – визуально, ее вместимость едва ли сильно больше 1000 литров. Да и установлена она необычно высоко: грязный шланг после работы, видимо, предполагалось укладывать как раз в пространстве между рамой и бочкой.
Еще одна бочка ленинградской конструкции за работой – на сей раз это более крупная ЦН-15 на шасси ЗИС-5В, выпущенном примерно в 1945-1946 году (кабина еще обита рейками, а тормоза на передних колесах отсутствуют, но на дверях реек уже нет).
А на этом снимке та же самая бочка ЦН-15 уже сливает свой бесценный груз где-то на полях аэрации за городом, попутно обильно уделывая ароматным веществом и заборный шланг, и задний свес рамы. Перед задним колесом хорошо видно всю арматуру, с помощью которой внутри цистерны создается разрежение для выкачивания содержимого выгребных ям.
Более поздняя ассенизационная машина АНИ-355 на шасси УралЗИС-355, снятая в Подмосковье на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Такие выпускали в середине 1950-х. Вместимость цистерны тут, похоже, чуть побольше, чем у ЦН-15. Обращает на себя внимание кабина, изрядно переделанная в ходе неоднократных ремонтов: боковины перетянуты металлом, а дверь с четырьмя петлями и скругленными углами оконного проема, видимо, целиком изготовлена с нуля.
Еще один «ветеран» из Подмосковья – ассенизационная машина АСМ-2. Такие выпускали в течение всех 1950-х годов. Показанный на фото экземпляр – прямо-таки ровесник УралЗИСа с предыдущего фото. Выштамповка «Автозавод им.Молотова» на боковинке капота, сочетание металлической кабины с деревянной дверью, тип фартука подножки и переднего бампера подсказывают нам, что данный грузовик построен примерно на рубеже 1956-го и 1957-го года.
А вот аналогичная ассенизационная надстройка на полноприводном шасси ГАЗ-63. Машина, к слову, снята буквально в двух шагах от Московского кремля.
Новая модель «ассенизатора» АСМ-3 на шасси ГАЗ-51А поставлялась даже на экспорт! Это как раз иллюстрация из рекламного буклета о советской коммунальной технике 1960-х годов.
А вот здесь в том же рекламном буклете схематично была показана схема устройства машины АСМ-3.
«Говнососка» нового поколения – АНМ-53 на шасси ГАЗ-53А. Водитель наблюдает за заполнением цистерны через смотровое окошко в ее задней стенке. Фото прямо-таки красивое. Но вы же представляете, каким ароматом сопровождался этот процесс в действительности? ))
Кстати, АНМ-53 тоже поставляли на экспорт: вот как раз рекламный буклет на французском языке.
Ассенизационная машина следующего поколения называлась КО-503. Вроде бы похожа на АНМ-53, но у нее было одно принципиальное отличие: разрежение в цистерне создавалось не за счет работы двигателя базового шасси, а при помощи отдельного вакуумного насоса, приводимого от коробки отбора мощности.
Спасибо за просмотр!
Читайте также на канале «АвтоДвиж» пост о советских мусоровозах.