Найти тему
Жизнь VS Кино

"12 лет рабства" - фильм о разрушительных последствиях безграничной власти

Оглавление

"12 лет рабства" снял британский режиссер. Но американцы оценили жесткость и честность рассказанной им о них же самих истории, наградив фильм главным призом американской киноакадемии "Оскаром".

Кадр из фильма  "12 лет рабства"
Кадр из фильма "12 лет рабства"
Получив Независимость от Британии, США представляли собой страну, разделённую на две части - промышленно развитый Север, в котором было отменено рабство, и Юг, где рабовладение процветало. После того, как был принят закон о запрете ввоза рабов на территорию страны, южные штаты испытали острую нехватку дешевой рабской силы для сбора хлопка. В ответ на это возник особый бизнес - свободных афроамериканцев на Севере похищали. А затем выдавали за беглых рабов, для этого требовалось подтверждение лишь одного белого человека. Лжесвидетели получали вознаграждение от владельцев тюрем для беглецов, которые, в свою очередь, перепродавали пленников торговцам рабами на Юге.

Одной из жертв такого мошенничества стал Соломон Нортап. Историю своих злоключений он описал в мемуарах, названных "12 лет рабства", которые стали основой сюжета для одноименного фильма.

Без сомнения, посмотрев "12 лет рабства" можно получить максимально исчерпывающее представление о том, что представлял собой североамериканский вариант рабовладения. Но фильм МакКуина больше, чем ещё одно антирасистское высказывание.

Кадр из фильма  "12 лет рабства"
Кадр из фильма "12 лет рабства"

12 лет рабства /12 Years a Slave (2012) реж. Стив МакКуин

Чернокожий режиссер из Великобритании (страны в которой рабства как такового не было) Стив МакКуин расставляет акценты в истории Соломона Нортепа таким образом, что заставляет задуматься о сущности природы "рабства", как явления вне конкретного исторического контекста. Режиссёра интересует сам механизм превращения свободного человека в раба.

Соломон Нортеп в фильме МакКуина - обычный человек, внезапно оказавшейся в ситуации, в которой ему приходится выбирать между жизнью и смертью. Проводя героя сквозь череду страшных сюжетных перипетий, МакКуин буквально фиксирует внимание на изменениях, которые с ним происходят от сцены к сцене - как пытаясь выжить любой ценой, он постепенно смиряется с унижениями и насилием, превращается в безвольную и покорную жертву.

Кадр из фильма  "12 лет рабства"
Кадр из фильма "12 лет рабства"

Не менее жёстко и достоверно МакКуин показывает, как рабство лишает человеческого достоинства не только рабов, но и их хозяев. Одни, гуманные и просвещенные, предпочитают закрывать глаза на вопиющую несправедливость из-за страха за свою жизнь и благосостояние. И в итоге становятся рабами обстоятельств не в меньшей степени, чем их рабы. Других же безграничная власть превращает в нравственных уродов, сходящих с ума от вседозволенности и безнаказанности.

По сути, МакКуин показывает механизм рабства, его универсальность, независимость от исторических декораций. Время действия, цвет кожи значения не имеют. Плантация, концентрационный лагерь, территория целой страны – это не важно. Там где одна часть общества получает безграничную власть над другой происходит характерная трансформация в одинаковой степени уродующая и рабов, и их господ.

Кадр из фильма  "12 лет рабства"
Кадр из фильма "12 лет рабства"

У фильма относительный хэппи-энд. Соломон возвращается к родным. Происходит это благодаря иностранцу, которого играет Бред Питт, т.е. носителю другого культурного кода, иного мировосприятия. А вернувшись к родным, Соломон виновато и жалостливо просит у них прощение за своё отсутствие. Ясно, что пройдёт немало времени, прежде чем он сможет снова почувствовать себя полноценным человеком.

Процесс преодоления истерических травм обществом ещё более длинен и труден. Но если его не пройти, рецидивы, откаты назад неизбежны. А это ещё хуже, как показывает история на примере целого ряда стран.

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться