"12 лет рабства" снял британский режиссер. Но американцы оценили жесткость и честность рассказанной им о них же самих истории, наградив фильм главным призом американской киноакадемии "Оскаром".
Получив Независимость от Британии, США представляли собой страну, разделённую на две части - промышленно развитый Север, в котором было отменено рабство, и Юг, где рабовладение процветало. После того, как был принят закон о запрете ввоза рабов на территорию страны, южные штаты испытали острую нехватку дешевой рабской силы для сбора хлопка. В ответ на это возник особый бизнес - свободных афроамериканцев на Севере похищали. А затем выдавали за беглых рабов, для этого требовалось подтверждение лишь одного белого человека. Лжесвидетели получали вознаграждение от владельцев тюрем для беглецов, которые, в свою очередь, перепродавали пленников торговцам рабами на Юге.
Одной из жертв такого мошенничества стал Соломон Нортап. Историю своих злоключений он описал в мемуарах, названных "12 лет рабства", которые стали основой сюжета для одноименного фильма.
Без сомнения, посмотрев "12 лет рабства" можно получить максимально исчерпывающее представление о том, что представлял собой североамериканский вариант рабовладения. Но фильм МакКуина больше, чем ещё одно антирасистское высказывание.
12 лет рабства /12 Years a Slave (2012) реж. Стив МакКуин
Чернокожий режиссер из Великобритании (страны в которой рабства как такового не было) Стив МакКуин расставляет акценты в истории Соломона Нортепа таким образом, что заставляет задуматься о сущности природы "рабства", как явления вне конкретного исторического контекста. Режиссёра интересует сам механизм превращения свободного человека в раба.
Соломон Нортеп в фильме МакКуина - обычный человек, внезапно оказавшейся в ситуации, в которой ему приходится выбирать между жизнью и смертью. Проводя героя сквозь череду страшных сюжетных перипетий, МакКуин буквально фиксирует внимание на изменениях, которые с ним происходят от сцены к сцене - как пытаясь выжить любой ценой, он постепенно смиряется с унижениями и насилием, превращается в безвольную и покорную жертву.
Не менее жёстко и достоверно МакКуин показывает, как рабство лишает человеческого достоинства не только рабов, но и их хозяев. Одни, гуманные и просвещенные, предпочитают закрывать глаза на вопиющую несправедливость из-за страха за свою жизнь и благосостояние. И в итоге становятся рабами обстоятельств не в меньшей степени, чем их рабы. Других же безграничная власть превращает в нравственных уродов, сходящих с ума от вседозволенности и безнаказанности.
По сути, МакКуин показывает механизм рабства, его универсальность, независимость от исторических декораций. Время действия, цвет кожи значения не имеют. Плантация, концентрационный лагерь, территория целой страны – это не важно. Там где одна часть общества получает безграничную власть над другой происходит характерная трансформация в одинаковой степени уродующая и рабов, и их господ.
У фильма относительный хэппи-энд. Соломон возвращается к родным. Происходит это благодаря иностранцу, которого играет Бред Питт, т.е. носителю другого культурного кода, иного мировосприятия. А вернувшись к родным, Соломон виновато и жалостливо просит у них прощение за своё отсутствие. Ясно, что пройдёт немало времени, прежде чем он сможет снова почувствовать себя полноценным человеком.
Процесс преодоления истерических травм обществом ещё более длинен и труден. Но если его не пройти, рецидивы, откаты назад неизбежны. А это ещё хуже, как показывает история на примере целого ряда стран.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться