А что вызнаете о загадочной стране Согдиане? Правда, красивое название? Нет, её вы не найдете на современных картах, но если обратитесь ко временам Александра Македонского, то узнаете, что впервые его армия потерпела поражение именно в битве с согдами – жителями Согдианы. Это было аж в IV веке до н.э.! Согдиана всё же была захвачена полководцем, но самолюбие Македонского в провальной битве явно было ущемлено.
Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии, впервые упомянутое в священной книге зороастрийцев «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).А свою историю Согдиана вела с VIII в. до н.э., когда был основан Самарканд (или в то время Мараканда) до VIII века н.э. Вы только вчитайтесь в эти цифры! За огромное время до нашей эпохи существовала цветущая восточная страна, о которой сейчас не знает 90 % земного населения.
Согдиана – страна с богатой, но малоизученной культурой, основанной за зороастризме, до появления ислама. Те находки, которые были совершены в основном в советское время, позволяют сказать, что эта страна обладала превосходной фортификационной архитектурой, высоким уровнем керамического искусства. Чего только стоит замок Калаи-Муг – двухэтажное сооружение из камня и кирпича, с системой сводов и дворов. Находки оттуда хранятся в Эрмитаже.
Подавляющее большинство согдианцев исповедовали зороастризм. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках статуи зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты, многочисленные оссуарии – сосуды для хранения останков огнепоклонников, а также росписи на стенах с изображением колесниц - именно на колеснице ездил бог Солнца.
В первых веках нашей эры в Согде появляются и другие учения - буддизм и христианство, которые мирно сосуществовали с зороастризмом. Но с пришествием арабов со свободой вероисповедания было покончено.
В Согдиане процветало земледелие, успешность которого была обусловлена искусственным орошением земли. Оросительные сооружения в этой стране не уступали римским акведукам. В городах были выстроены водопроводы, покрытые сверху свинцом. Круглые сутки водопроводы охраняли специальные надсмотрщики.
Жители Согда преуспели и в животноводстве (особенно в коневодстве), изготавливали шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, занимались гончарным делом, изготовлением изделий из цветного стекла и бумаги.
Также Согдиана славилась своей письменностью, культурой, искусствами и литературой.
Через города Согдианы проходил знаменитый Шелковый путь, а потому не мудрено, что жители «страны садов» слыли знатными торговцами. Новорожденным мальчикам мазали язык каменным мёдом (его собирают дикие пчелы, откладывая в расселинах каменных утесов), а ладонь – клеем, чтобы речи были сладкими, а к рукам прилипали деньги. Сызмальства детей обучали различным наукам. Когда юноше исполнялось двадцать лет, он отправлялся торговать самостоятельно.
В Согде были самые большие ярмарки. Каждый год туда приезжали купцы из разных стран.
На картинах, написанных искусными согдианскими художниками в период расцвета страны, были изображены благородные особы в роскошных одеждах, увешанные золотом и драгоценностями.
Арабы восхищались богатством Согдианы и намерились завладеть им. Один из участников похода - Кутейбы - так писал о Самарканде: «Он по зелени своей, словно небо, а дворцы его, словно звезды на небесах, а река его - зеркало для просторов, а стена его - солнце для горизонтов».
Борьба оказалась долгой. В 612 году арабы добрались до Согдианы, но смогли взять ее только в 712-м. Согдийский царь Деваштич отказался подчиниться противнику и укрылся в замке на горе. А арабы тем временем разрушили согдианские дворцы и храмы, разбили статуи, уничтожили рукописи и картины.
Диваштич был распят. Государственной религией Согдианы стал ислам, а согдианскую письменность сменила арабская графика.
Деваштич был одним из последних царей Согдианы со столицей — Самаркандом, правителем Пенджикента и героем свободолюбивой борьбы согдийцев против арабских завоевателей. В 720 году вместе с Согдийским шахом Гураком участвовал в освободительной борьбе согдийцев против захватчиков.