Любой учитель считает свой предмет самым важным. Об этом он говорит каждый раз, когда ученики плохо приготовили уроки или неудовлетворительно написали контрольные. Педагога понять можно: он любит свой предмет. Да и чисто теоретически любое знание может пригодиться в жизни. А вот как быть школьникам, у которых полный завал домашних заданий по самым важным предметам?
Нужно признать, что получить золотую медаль без невротических последствий ребёнку трудно. Всё-таки стоит определиться: по каким предметам нужно стараться больше, а по каким не то чтобы меньше, но хотя бы не так сильно расстраиваться, не получив пятёрку.
Приоритеты задач. Общие положения
Кроме школьных заданий есть и домашние дела. Некоторые дети охотно помогают родителям по хозяйству: могут сходить в магазин, прибраться, погулять с собакой, позаниматься с младшими. Здесь тоже нужно расставить приоритеты. Что важнее: сходить в аптеку за лекарством для бабушки или дочитать до конца заданную поэму? Доктор экономических наук, профессор Марианна Лукашенко, автор книги «Тайм-менеджмент для детей» предлагает несколько несложных техник для определения приоритетов. жизни нужно соблюдать полный дзен: и в школе, и в семье
Вот, как определяет приоритеты Марианна Лукашенко для детей.
- Жизнь и здоровье человека. Если кому-то из близких стало плохо, нужно отбросить все дела и прийти на помощь: вызвать скорую, побыть рядом, сбегать за лекарствами.
- Достижение важных целей. Если на носу — поступление в вуз, соревнования международного уровня, отчётный концерт, олимпиада, поход — мероприятия, которые будут иметь большое влияние на будущее ребёнка, значит, все силы нужно направить на подготовку к ним.
- Семейные ценности. Когда родные просят ребёнка помочь в уборке, поливе цветов, ремонте, уходе за близкими.
- Не подводить других людей. Например, когда ребёнок участвует в групповом проекте, он не должен подводить свою команду. Нужно вовремя выполнять свою часть работы.
- От выполнения этого дела зависят другие дела. Например, если не собрать в парке жёлуди и красивые кленовые листья, то не получится сделать поделку к завтрашнему дню.
- Кто попросил. Например, для ребёнка большим авторитетом обладает тренер по баскетболу. И когда он попросил подыскать для него в интернете информацию об одной хорватской команде на английском, то не стоит его подводить.
- А потом — всё остальное, на своё усмотрение.
Разумеется, семья может пересмотреть приоритеты и поменять пару пунктов местами.
А теперь, раскрывая техники расстановки приоритетов, мы будем ранжировать только учебные задачи.
Ключевое, обязательное, неважное
Это самый простой способ определить, что делать вначале, а что потом. Единственное, что для этого требуется, — написать список дел. Необязательно соблюдать здесь принцип важности, можно писать всё подряд. Затем нужно определить, какие дела тут важные (с учётом ключевой цели, чаще всего это поступление в вуз), а какие нет. Ключевые дела совершаем в первую очередь (делаем домашнее задание по предметам ЕГЭ), затем обязательные (домашняя работа по остальным предметам), а в конце — всякое пустяковое (звоним друзьям, смотрим блоги, гуляем).
Метод пузырьков
Он похож на предыдущий способ тем, что в его основе тоже лежит сравнение. Нужно брать пары дел из общего списка и сопоставлять их. Например, что важнее: приготовить свой предмет ЕГЭ или нарисовать к изо автопортрет? Предмет ЕГЭ важнее, значит, его делаем в первую очередь. Что важнее: нарисовать автопортрет или посмотреть клипы на французском языке? Например, клипы важнее. Значит, смотрим их во вторую очередь. А потом переходим к автопортрету. Главное здесь — небольшое количество задач, чтобы не запутаться.
Матрица генерала Эйзенхауера
Звучит мощно, но всё не так страшно. Я узнала об этом принципе в 30 лет. Будет здорово, если дети постигнут его в 12. Это точно поможет им отделить зёрна от плевел.
Главное — понять, что такое важность и срочность. Часто эти два понятия используют как синонимы. Важность — это снова про ключевую цель. Это те задачи, от успешного выполнения которых будут зависеть будущие успехи и развитие потенциала ребёнка. Опять же вспомним учителя химии, для которого его предмет самый важный, но для ученика, поступающего на экономический, — нет. Срочные дела, это не те, у которых есть срок, а те, от невыполнения которых будут неприятные или непреодолимые последствия. Кормление попугая не поможет школьнику поступить на филологический. Но, если его не покормить, он может погибнуть. Значит, это срочное, но неважное с точки зрения ключевой цели ребёнка дело.
- Сначала делаются срочные и важные дела (выполнение заданий по предметам ЕГЭ, подготовка к завтрашним контрольным).
- Затем важные и несрочные. К этим задачам относятся проактивные дела. Например, репетитор задаёт на неделю решить 200 задач. Если школьник обязательно будет делать по 40 задач в день, то за пять дней легко осилит весь объём. Если же он будет делать это срочное задание накануне, то определённо сильно устанет под конец. То есть на втором месте будет стоять подготовка к важным и сложным задачам, срок которых наступит через несколько дней. Делим их объём на несколько частей и ежедневно с ними разделываемся.
- Потом делаем срочные, но неважные дела. Те, забыв сделать которые, мы будем ощущать некоторый дискомфорт, но в МГУ всё равно поступим. Например, если ребёнок впопыхах перед выходом забудет положить в рюкзак натюрморт, который сох на подоконнике, придётся объясняться с учителем изо, поэтому лучше положить рисунок загодя. То же относится к стирке физкультурной формы. Если грязную футболку с прошлого урока постирать слишком поздно, она не успеет высохнуть. Придётся идти в чём-то другом и снова объясняться.
- На четвёртом месте — остатки дел. Чаще всего это, как ни странно, самые приятные занятия, вроде заполнения анкет или дневника, чтение, оформление плаката.
Рейтинг предметов
Чтобы не заниматься ежедневным сопоставлением важности, можно раз и навсегда составить рейтинг школьных предметов. Их нужно разделить на три категории: первостепенные (предметы ЕГЭ, по ним нужны только пятёрки), затем те, что хорошо и легко идут, интересные предметы (будем стараться получать пятёрки и четвёрки). Третья категория — это те предметы, которые у ребёнка никак не идут, да и не так жизненно важны (как бы на этот счёт не высказывался учитель химии). Да, нужно стараться разобраться в нюансах реакций окисления, но если за проверочную получишь тройку, то не нужно из-за этого лезть на стены. Родителям тоже.
Взрослым следует как можно раньше объяснить ребёнку, что дела имеют разные приоритеты. Нужно вместе обсудить, что следует делать в первую очередь, а что можно оставить на потом. Если у ребёнка уже прослеживается ключевая цель, нужно помочь ему осознать, какие задачи будут приближать его к её достижению, а какие — лишь тратить его ресурсы.
Если вам была полезна эта статья, то, возможно, еще и пригодиться эта. Она про тайм-менеджмент для первоклашек (и не только). Подписывайтесь на канал! Делитесь своим мнением!