C недавнего времени Грузия переживает качественные изменения на всех уровнях политической и социокультурной жизни. "Революция Роз" способствовала выходу из постсоветского кризиса, обозначив новую тракекторию развития. В качестве обновленного ориентира была выбрана культура и цивилизация Запада.
Западо-ориентированное социально-культурное строительство распространяется на многие сферы жизни: от политического устройства до таких эфирных сфер, как искусство. Наиболее отчетливо и явно изменения подобных масштабов выразились архитектурно. Изменяются условия, среда, воздух, сменяются эпохи – меняются лица городов, меняется и их характер. И если говорить о Грузии, то исчерпывающим каталогом новых архитектурных форм и индикатором происходящих изменений становится приморский курортный город Батуми.
В силу своего портового положения именно Батуми подвергается наиболее мощным строительным атакам. Город, принимающий иностранные - торговые, туристические, дипломатические - делегации, как раз и должен выражать амбициозность обновляемого государства.
Прямо с моря приезжающих встречает целый ряд новоиспеченных архитектурных доминант. Одна из них – здание отеля Radisson Blu. Строение символически заменяет некогда бывшую здесь гостиницу "Медея" – 10-этажный железобетонный архитектурный памятник советского модернизма.
Разработкой проекта Redisson'а занимался итальянский архитектор Микеле де Лукки, уже немало сделавший в формировании архитектурного облика современной Грузии. Неизвестно, чем вдохновлялся де Лукки при разработке проекта, но ступенчатая трапециевидная форма здания ассоциируется с горной местностью Грузии. Скалистую тектонику подчеркивает также ломаная линия вертикальной оси. Фасад выполнен в стекле, закрепленном на двойной металлической раме.
В дополнение ко всему, в темное время суток отель оригинально освещается.
Рядом с гостиницей красуется самое высокое здание Кавказа – Технологический университет. Несмотря на возникшие с ним проблемы (университет заморозили, затем продали под гостиницу), 200-метровое строение также призвано отрабатывать амбиции грузинского правительства. Автор проекта - молодой архитектор Давид Гогичаишвили, известный по постройке Колхидского фонтана в Кутаиси.
Небоскреб, выполненный в стиле хай-тек с элементами диджитал эстетики, имеет одну интересную особенность: в изящное здание на стометровой отметке странным образом вмонтировано колесо обозрения. Не имеющее нигде аналогов колесо несет скорее декоративное, нежели функциональное назначение.
Панорамный вид города Батуми со стороны моря в скором времени будет чем-то вроде современного Баку или Дубай. Разве что масштабом поменьше.
Планируется построить кубо-футуристический гостиничный комплекс Cubic Tower, 170-метровый Babillon Tower, спроектированный известным турецким архитектурным бюро Tago Architects.
Много разговоров ходит вокруг небоскреба имени Д. Трампа - Tramp Tower. Проект высотки разработан британской компанией Broadway Malyan, зарекомендовавшей себя строительством «высоток Трампа» по всему миру. Правда, судьба здания еще неизвестна – после ухода Саакашвили девелопер заморозил строительство.
Также началось строительство 43-этажного многопрофильного комплекса Porta Batumi Tower. Проект предложили уже упомянутые архитекторы из Broadway Malyan. Строительство же осуществляет турецкая компания System Construction.
Строительный бум береговой линией не исчерпывается: по городу разбросана масса любопытных проектов.
Чего стоит Nurol Residence Batumi – жилой комплекс, построенный холдинговой компанией из Турции Nurol. Не сложно понять, кем вдохновлялся архитектор при разработке архитектоники и пластичности здания. Впрочем, он этого и не скрывает.
Продолжая тему гостиничных комплексов, стоило бы отметить еще пару интересных объектов. Это, конечно же, культовый отель Hilton, решенный в виде двух корпусов-близнецов.
В проекции здания имеют форму неправильного прямоугольника. Акцентируемые острые углы придают зданию динамизм, напоминают резкость конструктивистской эстетики. Продуманная пространственная планировка позволяет видеть здание с разных точек по-разному.
Второй гостиничный комплекс, который стоит упомянуть – Leogrand Hotel & Casino. Здесь, напротив, сглаженность форм, плавные линии. Биоморфная структура вдохновлена формами из мира органики. Отделка, цветовое решение и декоративные элементы придают футуристический вид. Разработкой и строительством комплекса занималась турецкая компания LTD Mersin Tourism.
В футуристическом стиле выдержаны и другие проекты батумской архитектуры. Например, ЗАГС на приморском бульваре, ассоциирующийся у всех с дельфином (возможно, это первоначально и было идеей). Вообще, с разных ракурсов, он может напоминать и свинью, и ракушку, и прочее, – кому как покажется.
Здесь же стоит указать еще один проект схожего масштаба – ресторан McDonalds и автозаправка в необычном по дизайнерскому решению здании. Здесь переплелись ностальгические мотивы конструктивизма с прогрессивными геометрическими образами диджитал эстетики.
Резкий, даже наглый стиль внешней формы в интерьере смягчается «живыми стенами». Проект разработал молодой, но очень талантливый архитектор Георгий Хмаладзе.
Уже упомянутый нами Микеле де Лукки - автор еще одного батумского щедевра. На этот раз заказчиком выступает государство. Проект – Дом Юстиции, ставший своего рода визитной карточкой города. В народе его называют «перевернутой бутылкой». «Бутылка» в 17 этажей объединяет собой многочисленные службы: от нотариальной конторы до адвокатуры.
Пожалуй, самое интересное здание всей современной застройки – ORBI Residence. Фасад реализован так, что при взгляде на него возникает иллюзия движения. И по задумкам застройщиков, иллюзия воспроизводит волну. Своего рода оп-арт в архитектуре.
Рядом с ним - великолепно оформленный ресторан Ponto.
А чуть дальше ресторана невероятное, эксцентричное здание Gazelli Hotel, построенное азербайджанской компанией Gazelli Group.
Бесчисленные ступенчатые каскады, башни и выступы планируется озеленить, что является важной композиционный составляющей проекта, поэтому, несмотря на то, что здание построено и сдано, оно находится еще в режиме "отделки". Проект для азербайджанцев делало турецкое архитектурное бюро Pimodek. Вероятно, авторы прониклись идеями висячих садов вавилонских зодчих.
Еще один шедевр, реализующий постмодернистский принцип сложности и хаоса, взамен простоты и упорядоченности. Или, ставший уже классикой уходящего постмодернизма «дом вверх дном». Здесь раположился «Белый ресторан».
Еще постмодернистские "штучки".
Свободная игра, ирония. Олицетворение пораженного внезапностью и необычностью строительной атаки города. И непонятно, приятно он удивлен или ужасается.
В любом случае, окно в Европу проделано, и в него уже немало пролезло разнообразия. Ожидается еще больше, еще удивительнее, еще странней. Ведь это только часть зданий реализованных и планируемых в перспективе. Для перечисления всех проектов, понадобилось бы очень много места. При таком интенсивном темпе Грузии вполне по силам догнать архитектурную современность.