(нет, не на предмет детских травм)
Большое количество исследований в детской психологии посвящено рисованию. Детские «каракули», а также сам процесс рисования, часто служат своего рода «лакмусовой бумажкой», которая позволяет оценить внутреннее психологическое состояние ребёнка и даже поставить диагноз.
Не бывает правил без исключения: если бы все детские рисунки оценивали по Фрейду (Декарту, Юнгу, Станиславскому и т.д.), мы имели бы дело с таким количеством психических отклонений, которое
в принципе поставило бы под сомнение возможность вырастить из ребёнка более или менее адекватного члена общества.
Итак, начнём с того, что далеко не все страшные, странные, гиперболизированные детали в рисунках свидетельствуют о каких-то сдвигах в психике ребёнка!
Так что вздохните свободно. Сегодня мы поговорим о художественной ценности детских рисунков.
Точных инструкций к тому, как вычислить художника на ранних стадиях, конечно же, не существует. Почти все дети до определённого возраста рисуют охотно, с удовольствием и с некоторой долей гениальности. У некоторых задатки будущего призвания угадываются с самого начала. Общих правил здесь нет и быть не может, поэтому я предлагаю разобрать несколько конкретных примеров.
Сегодня речь пойдёт об ангелах из ИКЕИ.
Сразу извиняюсь за качество съёмки: было очень трудно найти такой ракурс, при котором пластиковая плёнка ламинации не отсвечивала бы в камеру.
Этот шедевр я случайно обнаружила пару лет назад на одной из полок в детском отделе магазина ИКЕА. Там было несколько рисунков, отпечатанных на плотной бумаге и заламинированных (во избежание их порчи ручонками маленьких покупателей), они использовались в экспозиции детской комнаты для создания более реалистичной картинки.
Итак, что мы здесь видим? Во-первых – совершенно потрясающую игру ракурсов: ангелы стремительно пикируют с неба вниз головой (!), причём зритель видит их сразу в двух плоскостях: со стороны и в то же время как бы сверху: ребёнок учёл даже то, что их лица с такой точки зрения будут видны лишь наполовину.
Такие головокружительные ракурсы и совмещение разных плоскостей характерны для потолочных росписей эпохи барокко:
Обратим внимание и на динамику, которую юный автор придал фигурам: они направлены вниз, их головы и руки сходятся углом к центру таким образом, что зритель моментально считывает невидимую траекторию движения: извне – вовнутрь, вглубь.
Создаётся тот самый барочный «3D»-эффект. И это при том, что рисунок сугубо плоскостной, т.е. ребёнок ещё не владеет приёмами изображения объёмов!
Ниже красным обозначены силовые линии, по которым строится направление движения (поражает то, как точно ребёнок уловил эти линии, плавно изогнув каждого ангела в соответствии с ними):
Вспоминается ещё венецианский мастер Тинторетто с его умопомрачительными полётами ангелов, фигуры которых буквально закручиваются в самые немыслимые формы (листайте галерею):
Для сравнения приведу несколько примеров того, как обычно дети рисуют ангелов в полёте. Не хочу никого обидеть: все детские рисунки прекрасны, все дети по-своему гениальны, но мы ведь сейчас говорим о тех случаях, когда талант и призвание видны сразу. Поэтому всё-таки позволим себе такое сравнение.
Как правило, «среднестатистический» летящий ангел на детском рисунке либо изображён в анфас, либо слегка наклонён вперёд по направлению движения, либо (у детей постарше) развёрнут в профиль или в три четверти (листайте галерею):
Нестандартные «итальянские» ракурсы встречаются очень редко, и чаще всего у тех, кто явно учится в художественной школе:
Теперь рассмотрим нижнюю часть рисунка. Выше я упоминала о том, что автор рисунка ещё не знаком с изображением объёмов: здесь нет светотени, фигуры уплощённые. Но определённые попытки передать трёхмерность пространства всё же имеются – в пределах доступного ребёнку способа показать, что у каждого домика видно сразу две стены и угол между ними:
Домик в центре нарисован очень просто, без намёка на перспективу, о которой ребёнок ещё не имеет представления. НО: линия горизонта изогнута дугой (это ещё одна силовая линия, округлость которой вторит закруглённой линии движения ангелов), а вместе с ней от центра к краю «загибаются» и остальные дома. И если центральный домик почти статичен, то боковые уже задействованы в общем движении композиции. А за счёт того, что линии сходятся в одну точку, получается и эффект перспективы:
Человечки изображены довольно схематично, и на мой взгляд, это самая неудачная часть рисунка. Вполне возможно, что ребёнку было просто лень заниматься этой «мелочёвкой»: по характеру движений кисти похоже, что ему нравится работать с большими плоскостями.
На сладкое – цветовая гамма и техника. Рисунок выдержан в спокойных, благородных тонах: тёмно-синий, сизый, серый, белый, коричневый и телесно-розовый. Очень хорошо заметно, что это именно составные цвета, а не просто «краска из баночки», так как ни в одном наборе гуаши, даже если это гуашь для профессиональных художественных работ, не предусмотрено такого разнообразия оттенков. Небо – это целая мозаика из самых разных вариаций синего:
Одежды ангелов и даже цвет их кожи намного светлее снега. Скорее всего, ребёнок «всего лишь» имел в виду то, что на рисунке изображён поздний вечер, но, сам того не сознавая, этой разницей в тоне он подчеркнул и смысловой контраст между мирами – небесным и земным. В русской иконописи присутствие небожителей традиционно подчёркивается золотым цветом, который изображает свет иного мира. Здесь мы видим нечто похожее: деревня и её обитатели погружены в сумеречный полумрак, а ангелы словно сотканы из света, они раскрашены таким образом, что между цветами нет резких границ.
Вот ещё одна интересная деталь: очевидно, автор не сразу пришёл к такому решению, потому что изнанка одеяния у первого ангела выкрашена тёмно-серым поверх светло-серого, а у второго – в пастельно-голубой. Очевидно, в первом случае контраст, полученный путём затемнения серого, показался ребёнку слишком грубым, и он подобрал для следующего ангела более нежный цвет:
И напоследок: просто полюбуйтесь тем, как лихо этот неизвестный мастер работает кистью! Небо он рисует густыми короткими мазками, землю «кладёт» длинными (по направлению силовых линий!), крылья – полупрозрачными (также задавая им движение):
Да, безусловно, ребёнок не знает ничего ни об итальянской живописи, ни о символике русской иконы. Да, скорее всего, ему помогали взрослые. Да, возможно, цвета гармоничны лишь потому, что он испачкал белую краску, и во все цвета добавлял грязно-серый. Да, почти наверняка этот шедевр появился по чистой случайности.
Но согласитесь, настоящий художник по-хорошему сам не знает, как у него выходит та или иная картина. Всё-таки вдохновение, наитие и есть та удачная «случайность», благодаря которой рождается искусство.
Всем спасибо, и будьте внимательнее к детским рисункам!
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland
Вы можете прочитать и другие мои статьи о детях:
Об осознанности отношения к детям и детству вы можете прочитать в этой статье.
О том, насколько мудрее взрослых бывают иногда дети, – здесь.
На каких книгах воспитывались дети в дореволюционной России, можно узнать отсюда.
А о значении детской книги в СССР 20-х годов – здесь.
Мешает ли мамин инстаграм развитию ребёнка? Разбираемся!
Об особенностях отношений с собой и окружающими у аутичных детей читайте в этой статье.
Подборка из 5 фильмов о детях (и взрослых) с необычной судьбой.