О том, как почувствовать себя отдохнувшим и готовым к началу нового учебного года рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Ирина Вшивкова.
ПР-совет:
Сначала нужно разобраться что такое «отдохнул». Цель отдыха - восстановление сил, достижение хорошей работоспособности организма и ощущения состояния, в котором тебе максимально хорошо. Значит если ты отдохнул, то должен просыпаться бодрым, полным сил, готовым к новым впечатлениям и довольным тем, как прошли прошедшие дни лета. Чаще всего ощущение «еще не отдохнул» связано с тем, что нет чувства удовольствия от прошедших летних дней, вроде все было хорошо, но вот чего-то не хватает - надо что-то еще чтобы чувствовать себя бодрым и активным. А бывает и по-другому - «еще не отдохнул» фактически равно «устал», есть удовольствие от того, что было, но как будто силы тебя покинули. И то, и другое, врачи объясняют, тем, что отдых — это тоже работа и от неправильного отдыха мы можем чувствовать усталость или неудовлетворение «А был ли отдых?». Неправильный отдых, если каникулы почти закончились полностью исправить нельзя, но можно помочь себе и организму выжать максимум из оставшихся дней. Для этого нужно постоянно менять смену деятельности: физической активности, умственной деятельности, расслабленных состояний, исследовательских предприятий, новых впечатлений, активного общения и уединение. И главное, нужно получать удовольствие от этой деятельности.
Часто ощущение неудовлетворенности отдыхом связано с тем, что есть не сделанное. Иногда это то, что планировал и о чем мечтал, но обстоятельства не позволили исполнить, а иногда это что хотел, но забыл. Как правило, это вспоминается как раз тогда, когда приходишь в школу и от этого ощущение неудовлетворенности каникулами становится еще больше. На самом деле даже когда осталось мало времени, можно успеть почти все, если правильно спланировать каждый день из оставшихся каникул, а еще если использовать приемы, которые помогут вспомнить все свои желания.
Прием первый: идем от начала
Применим если ты дома, надо подойти к твоим школьным вещам, перебрать их, можно заодно порядок навести и выбросить, то, что явно не пригодится или испорчено. В процессе такого действия включается телесная память и ты можешь вдруг осознать «а я же хотел…», «мы же договаривались с N…».
Прием второй: медитация (расслабляем мозг)
Очень хорош если ты там, где есть природа. Найди спокойное место, где есть звуки природы (вода, птицы, шелест деревьев) или есть объекты, которые можно бесконечно рассматривать. Займи удобное место, задай себе вопрос «что еще я не сделал из того, что хотел в эти каникулы», закрой глаза и постарайся просто слушать звуки природы, освободи свою голову от забот. Это поможет тебе все вспомнить.
Прием третий: инвентаризация отдыха
Можно делать где угодно, главное начать с первого дня каникул вспоминать все что было, важно, вспоминать все приятные, новые впечатления, собственные успехи. Та группа дел и впечатлений, которая окажется самой маленькой скорее всего содержит, то, что еще не сделано. Складывать по группам можно реально (например, фото в папки) или на бумаге отмечая заранее написанной таблице все виды отдыха, который у тебя был.
Прием четвертый: не могу вспомнить значит будем просто планировать
Итак, сначала садимся и подсчитываем сколько реально осталось дней отдыха, и главное отмечаем, где пройдут эти дни. Выдели дни, когда придется сделать что-то официальное: обещал родителям наконец-то сделать что-то, например. Теперь проверь, кто из твоих друзей сможет в дни свободные от официальных дел быть там же где будешь ты. Часто такие разговоры помогут вспомнить, то еще не успел сделать или согласовать привлекательные совместные дела. Постарайся как можно точнее наполнить каждый оставшийся день каникул, главное чередуй виды активностей: день, когда на природе с днем, когда дома, день, когда смотришь ТВ, слушаешь музыку с днем, когда общаешься с друзьями, день, когда пробуешь что-то новое освоить с днем, когда вновь делаешь то, что любишь делать по выходным или в учебное время.
Кстати, о других принципах тайм-менеджмента (помимо планирования) часто рассказывают специалисты Городского психолого-педагогического центра на занятиях проекта «Форсайт профессионального успеха» – на них школьники учатся грамотно управлять своим временем, успевать «все и сразу».
Во многих случаях груз не сделанного может тоже давать ощущение – не отдохнул еще. Я не рекомендую сесть и сделать все что тебе задали, это вряд ли возможно за оставшееся время, а значит вредно даже планировать. Поэтому стоит просто посмотреть списки заданного, отметить, то что сделал (запомни это и скажи себе «молодец»), отметить то, что учитель задал явно на «а вдруг заинтересует», а то что останется все же будет меньше целого, а значит появится ощущение, что часть выполнена и можно расслабиться.
ПР-совет:
Законы природы работают всегда и, возможно, когда кажется, что не отдохнул именно потому, что отдыхал активно. Полезно, правильно и впечатлений очень много. Чтобы все впечатления улеглись и пришли к состоянию завершенности отдыха им надо помочь. Соберите все впечатления в видео/фотоархив, или сделайте фильм для друзей «мое лето 2020». Напишите отзывы о новых и привычных местах, где побывал этим летом в собственном блоге или социальных сетях. Все это поможет мозгу разложить по полочкам все впечатления и подготовиться к встрече с друзьями, которых не видел лето. Извлечь из летних каникулы максимальное удовольствие можно даже если до конца лета остались считанные дни.