Найти тему
Николай Буренков

Размышления про культы, ритуальные услуги и кладбища

Все, о чем я напишу ниже, является лично моим отношением к теме. Затронуть чьи-то чувства, обидеть, или повлиять на мировоззрение человека в планах автора не стоит.

Слово культ произошло от латинского cultus, что означает почитание, полонение. На ум сразу приходит религиозный культ, означающий почитание Бога, различных икон, религиозных праздников, а духовенство, соответственно, – служители культа. Это прямое значение этого слова. Есть, также, переносное понятие слова культ, заключающееся в нерелигиозном, или псевдорелигиозном преклонении перед чем-либо. Например, всем известный культ личности, куль разума, культ какой-нибудь музыкальной группы, или футбольной команды и т.д. Человеческому обществу свойственно чувство культа.

Если рассматривать понятия культа у славянских народов, то язычество та самая пора, когда культы были чуть ли не основой существования. Например, всем известный культ Мать – Сыра Земля. Поклонение одноименной богине, которая как давала жизнь, так ее и отнимала. Именем Матери – Земли клялись, съедая щепотку земли. И эту клятву нельзя было нарушить, так как земля не будет носить клятвопреступника. От сюда и известное выражение – «Чтоб мне сквозь землю провалиться». Огонь, например, считался у древних славян священным, поэтому поклонение Богу Огня Сварогу было обязательным ритуалом. У Сварога был сын Сварожич. Древние славяне приписывали огню целебные и очистительные силы. Больного проносили сквозь огонь. Это считалось исцелением и очищением. Из культа вырастала мифология (вернее, может мифы слагались ранее), ставшая прародительницей сказок.

Как следует, издревле в нас заложено чувство поклонения. Вхождение в христианство не уменьшило это чувство, а наоборот, даже где-то и усилило, так как само христианство является культом. Как, впрочем, любое вероисповедование. Так мы потихоньку подходим к теме моей статьи. Захоронение всегда было ритуалом. У каждого народа это воплощается по-своему. Недаром соответствующие агентства называются ритуальными. У нас это происходит особенно. Может от того, что смешались как языческие, так и христианские (православные) праздники, такие как, например, Пасха и Масленица. А может от своеобразия нашей сущности. У нас как бы соблюдается пост и вместе с этим мы радостно отмечаем 24 июня языческий праздник Ивана Купалы в день летнего солнцестояния.

В культе наших славянских предков существовала Явь и Навь. Явь представлял собой наш бренный мир, Навь же являлась потустороннем бытием, куда смертные попадали, перейдя по Калинову мосту через реку Смородину. Говорят, что можно было и переплыть. Умерших у язычников сжигали. В то время было поверие, если сжечь тело, то таким образом душа быстрее попадет на небо. По дошедшим до нас данным, в землю покойников зарывали только в степных районах, в которых не было леса, и нельзя было сделать погребальный костер. А тех, кто умер на воде, в воду и бросали. После сожжения прах помещали в горшок или кувшин, что являлось аналогом сегодняшней погребальной урны. С приходом христианства умерших начали хоронить в земле. Объяснялось это тем, что прах не подлежит воскрешению после Страшного Суда.

Все эти культовые обряды сохранились и в наше время, но предстают они в некой трансформации. Отдельно появился бизнес ритуальных услуг. По своей прибыльности он превосходит во много раз другие направления деловой активности общества, являясь при этом в большинстве своем серым. Не успеет человек умереть, как под дверью уже стоит очередь похоронных агентов, на перебой предлагающих ритуальные услуги. При этом стоит заметить, как четко работает цепочка оповещения. Название всему этому приходит только одно – мафия. При посещении кладбищ часто удивляюсь тому, куда я попал. Кажется, что пришел на архитектурную выставку под открытым небом. Невероятные гранитные композиции, огороженные столь же пафосными оградами, иной раз доходящими до извращения. Спрашивается – а кому это все надо? Ведь стоят все эти изыски больших денег, за ними нужно постоянно следить, красить и т.д. Тем, кто лежит в земле это вряд ли все пригодится. О них остаются воспоминания, коими и живет человек. Многие отрывают от себя нужные им средства, чтобы только поставить какую-нибудь плиту космических масштабов с позолоченными буквами, супер ограду, окрашенную такой же супер краской, которую затем каждый год надо наносить заново. Зачем вообще нужна на кладбище ограда? Это же не дачный участок, на которым ты живешь. Хоть и в нашей повседневной лексике место на кладбище называется участком, все же считаю надо делать разумные различия. На эту тему у меня с домашними часто происходят баталии. Возьмем, к примеру, столь ненавистную нами всеми Америку. У них нет никаких оград, монументов. Аккуратно подстриженный газон и на земле лежат небольшие плиты с инициалами умершего и датой его смерти. Все аккуратно, чисто, пристойно. Специальная служба следит за порядком на кладбище, все как у людей. Платишь определенный взнос за это, и голова не болит ни о чем. Кстати, там это доступно всем.

А если взять такой церковный праздник, как Пасха, то складывается впечатление, что всех поразил какой-то вирус. Огромные, бесконечные толпы идут на кладбища, начинаются уборки, покраски, поминания с закуской, причем обязательно надо стакан поставить усопшему. Это, кстати, идет тоже от древних славян. В те времена по представлениям душа была весьма вещественна, она могла двигаться, есть, пить, и поэтому у древних славян появился обычай «угощать» покойников. Если мне не изменяет память, у древних славян был установлен специальный «навий» день, в который поминали предков. И ведь при наших кладбищах тоже есть службы, которые по идеи должны следить за могилами. Однако, в действительности, все происходит за наличный расчет в день обращения. А если взять размеры, которые занимают погосты, то можно поселение городского типа разместить. Взять Хованское кладбище. До конца его автобус ездит, а дойти весьма долго. По мне, лучше после смерти близкого сажать дерево. И для экологии будет польза, парк какой появится, и лучше уж ухаживать за живым деревом, нежели за гранитным камнем и железной оградой. Но это чисто мое мнение.

Когда я слышу рассуждения о покупке места на престижном кладбище, то от сочетания престижное и кладбище у меня наступает ступор. Как, пардон, кладбище может быть престижным? Престижным может быть учебное заведение, место, где хочется построить дом, а никак не кладбище. Тому, кто усоп, все равно. И если большинство такие верующие, то забыли, что тело лишь оболочка, а главное душа, которая внутри тела, и которая исходит из него, переходя в другое состояние. А ведь место на так называемом престижном кладбище стоит космических денег. Например, на Ваганьковском или Новодевичьем (и Кунцевском, которое является его филиалом) место исчисляется миллионами и вовсе не рублей, а ненавистными всеми долларов. Троекуровское кладбище тоже подошло к этому уровню. А каким бредом это все не казалось, но отрасль ритуальных услуг довольно неплохо себя чувствует, благодаря нам с вами.

Наша страна больше семидесяти лет жила в атеистическом исповедовании, опираясь на законы диалектического материализма. Конечно, все они весьма спорны, а многие, так и вообще упираются непосредственно в Библию. Дело не в этом. Само понятие культа от его возникновения до наших дней глубоко въелось в наше сознание. И за счет этого процветает целая отрасль, которая никак не зависит от каких-либо кризисов. Считаю, что человеку надо более взвешенно подходить к данным вопросам. Перефразирую слова одного известного человека: «Пусть мертвые заботятся о мертвых. А живым надо думать о живых».

Читайте и подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки. Всем хорошего дня и отличного настроения!