Найти тему
Ностальгия Лены Ло

"Мачеха" с Дорониной. Зачем Шура заставила Павла положить куклу

Оглавление

Хотела назвать статью "Ода НЕ любимой актрисе". Я никогда не была поклонницей Дорониной. Нет, я знаю, что многие уважаемые люди считают её гениальной актрисой и вовсе не склонна оспаривать это. Просто я считала, что это "не моя" актриса. Так бывает. Ну не нравилась мне нарочитая чувственность, придыхание это, всё казалось мне чрезмерным. И тут случилась "Мачеха".

Не знаю, как так могло быть, что я не смотрела этот фильм раньше и вдруг решила посмотреть. И я потрясена, скажу я вам...

КАК?! Как можно сыграть СТОЛЬКО мамы, не пережив это самой.

Сыграть только взглядом, только улыбкой, парой фраз не про это вовсе...

-2

Что такое мама? Разве есть слова чтобы объяснить?! Понятие сродни таким как любовь, душа, счастье...

Мать - это способность принять решение и взять ответственность за него, даже когда самой страшно. Решение не в свою пользу, а чтобы не навредить ребенку. Умение радоваться самому малому достижению ребенка больше чем своим победам, даже грандиозным. Умение чувствовать боль и страх ребенка глубже чем он сам... И не ждать за это награды иной, кроме улыбки ребенка.

Мне кажется, что через материнство, Бог показывает нам, каким бы хотел видеть человеческие отношения... Но увы, как там звали Шуру? "Легонький умок"...

-3

Только она, своим легеньким?! умом смогла понять то, что не сумели ни прожившая жизнь мать, ни прошедшая курс педагогики и психологии учительница. И воплощала это понимание филигранно, шаг за шагом.

Какая разница, кто положит куклу спящей девочке, удивился Павел. Она ведь крепко спит и не увидит кто именно её положил?! И услышал в ответ почти приказ:

  • - Положь куклу на постелю!!!

Ей надо было, чтобы отец лишний раз взглянул на спящую дочь. А еще... Шура смогла понять, что этому ребенку НЕЛЬЗЯ ВРАТЬ. Даже в мелочах. Девочка молчит и оценивает каждое слово, каждый вздох. Она слышит больше, чем прочие. Больше, чем хочет сама. Её душа так оголена, что способна почувствовать любую фальшь, даже незначительную. И замкнуться. Утром Шура скажет, что ночью папка приходил и положил ей куклу. И голос не дрогнет, ведь это будет правдой.

-4

А финальная сцена это какой-то космос. Девочка наконец-то назвала Шуру мамой. Что можно было сказать в ответ? Например: "Я тебя очень люблю дочка и буду любить всю жизнь и хочу чтобы ты это знала". Или: "Я никогда тебя не брошу и не обижу, ты можешь мне доверять". Не плохие фразы? Плохие! Потому что они начинаются с "Я".

  • " ТЫ МОЯ девочка", - говорит Шура. И тихо спрашивает: "Как тебе теперь, ... не страшно?"

Сейчас спрашивает, только сейчас, когда поняла, что МОЖНО. Не лезла в душу в кирзовых сапогах, мол Я понимаю почему ты молчишь, Я знаю, как тебе страшно... Это был секрет девочки, душевный секрет, который она прятала. Сказать ей тогда - значит уличить. И только теперь, когда ребенок смог победить этот страх, оттаять, Шура тихо произнесла это. Как мама.

-5

Каждое слово, каждая интонация Татьяны Дорониной - прямо в сердце! Не могу представить, кто смог бы так же пронзительно не сыграть, а именно прожить эту роль. А еще она там невероятно красивая...

Как-то ранее я слушала интервью Татьяны Васильевны, где она откровенно и достойно заявила, что считает не выполненной свою самую главную функцию - не стала мамой.

Стала!

Оказывается этот фильм имел оглушительный успех в СССР и вызвал ажиотаж в детских домах. Сотни семей после просмотра взяли приемных детей. Значит сотням детей стало "не страшно". И в этом прямая заслуга талантливой (теперьи я это знаю!) актрисы.

А ещё... во время просмотра фильма мы всё же вспоминаем, какими Бог хотел бы видеть нас. И плачем. И становимся чище. Хотя бы на час, пока идет фильм...

Если бы вернуться в СССР на один день, что бы я купила. Здесь

Я её нашла! 40 лет поиска репродукции из советского журнала. Здесь

Мы все ещё делаем ЭТО, советские привычки. Здесь