---
OPEC: Евгений Витальевич, комментируя выход своей новой книги "Джордж Сорос о глобализации" для газеты The International Herald Tribune, Сорос вдруг заговорил про на несовершенство международного капитализма. "У нас есть мировые рынки, есть мировые финансовые организации, но наши политические институты отстают от развития рыночных институтов". Что хотел этим сказать Сорос?
---
Для понимания заявлений Сороса полезно иметь в виду контекст его заявлений. В среде лиц, обладающих инсайдерской информацией, существует весьма устойчивое мнение, что в течение долгого времени Сорос выполнял работу по отмывке денег элит стран Восточной Европы и СССР и инкорпорации этих денег в западный рынок. Говорят, что в юные годы на Сороса произвела неизгладимое впечатление заключительная сцена книги Оруэлла "Ферма животных", и он посчитал неизбежной инкорпорацию коммунистических элит в мировую элиту на уровне второго эшелона. В силу этого он и начал создавать инфраструктуру, став партнером КГБ в этом вопросе и самым высокооплачиваемым агентом КГБ.
Подобные коммерческие интересы неизбежно влекут обычно и коррекцию политических воззрений. В частности, в 90-е годы Сорос был проповедником т.н. неоконсервативных идей, считающихся на Западе весьма экстремистскими, но зато ставших общепринятыми в среде постсоветской элиты. От имени Сороса финансировалась и программа создания корпуса глубоко идеологизированных учебников для российского министерства образования, которые уважающая себя структура не могла бы финансировать как в силу низкого их качества, так и в силу проповеди идей, неприемлемых с точки зрения западных правил хорошего тона.
В этом контексте становится ясно, что тон выступлений Сороса может отражать не личное мнение, но глубокое недовольство связанных с ним политических сил, новых восточноевропейских элит, новым мировым порядком. Дело в том, что эти элиты рассчитывали, что их место в мировой элите будет определяться тем весом их стран в мировой экономике, которым они обладали на момент сдачи. А оказалось, что это место определяется текущим экономическим раскладом, то есть уровнем эффективности этих элит как класса собственников. Поскольку эти господа оказались неэффективными собственниками и смогли обеспечить лишь уровень экономической мощи, втрое-вчетверо уступающий тому, что обеспечивала социалистическая система, то и их место в мировом раскладе оказалось в такой же степени скромнее ожидавшегося.
Теперь Сорос оказывается глашатаем традиционного требования необходимости подачек на прокорм обанкротившихся прозападных элит в странах третьего мира (куда уже необратимо скатились все основные страны бывшего соцлагеря). Сорос заявил, что ему как опытному финансисту хорошо видны недостатки нынешней системы, что в своей новой книге он хотел бы указать на пути для их решения. Таким путем Сорос считает создание международного фонда, который развивающиеся страны могли бы использовать для пополнения своих валютных резервов. То есть предлагает ввести более льготный вариант МВФ для подачек этим странам за хорошее поведение.
Потуги Сороса, конечно, четко выражают интересы элит стран третьего мира, желающих получать более весомые подачки за дальнейшее проведение политики принесения своих стран в жертву вслед за Кавальо и Ельциным. Но сколь бы желанными не были эти подачки для правительств, самим странам третьего мира ничего кроме вреда следование соросовским рецептам принести не может.
14 мар, 2002