Представ перед Иравати, Богиня Кали пообещала ей, что возвратит к жизни обоих погибших кшатриев. Пусть только женщина соединит, как надлежит, отсеченные головы с телами. Радостная Иравати бросилась исполнять распоряжение Богини... и второпях перепутала головы. Только когда сияние из ладони Кали срастило рассеченные тела, Иравати заметила, что что-то не так. Да и то не сразу, уж слишком велика была радость ее и обоих воскресших.
Но вот и пришло время вопроса, Викрам: кому же из них надлежит быть теперь мужем Иравати? Что им делать? Какое решение будет справедливым? И отвечай скорей, а то если знаешь, и будешь молчать, самому голову оторву!
Викрам про себя думает, что знает ответ, но озвучивать его до выхода из Мира Духов не будет. А Бетааль при этом весьма воинственно требует ответа. Отвечай, мол, или будешь носиться на этой колеснице всю жизнь. Ладно, отвечает Викрам, муж Иравати -- тот, у которого голова Чандрабхана.
"А ты хорошо подумал? -- осведомляется Бетааль. -- Ты поясни мысль. Человека ж не только по лицу узнают. Тело что -- не важно?". "Важно, -- соглашается просвещенный и подкованный в биологии самрадж. -- Но мозг -- важнее. Он контролирует тело. Значит, Чандрабхан -- это тот, у кого голова Чандрабхана". "Да ты большого ума человек!" -- восхищается Призрак. -- Но ты забыл кое о чем. Ты заговорил. А значит, я ухожу!".
Викрам хватается за дротик, но тот не действует. В результате обломавшийся в очередной раз император стоит на скале под ярким солнцем, размышляя о доставших его колдуне и Призраке. Что их связывает, и что за всем этим стоит на самом деле?
Бетааль в это время дома озвучивает программу: да, он желает уничтожить Бхадракаала, поэтому не выйдет из мира Духов до тех пор, пока царь не пройдет все уготованные испытания. А если провалит или сдохнет в процессе -- найдем другого!
А во дворце Удджайна махарани беседует с гуру. Обоим происходящее кажется подозрительным. Гуру советует не пускать больше императора в Царство Духов, пока они не выяснят, в чем тут дело и зачем отшельнику нужен этот Бетааль. Явившийся как по заказу колдун немедля толкает им философскую лекцию: все живые существа хотят одного -- полноты и завершенности. Я исполнил ваше желание -- спас жизнь царя, теперь царь исполнит мое. И все обретут завершенность.
Махарани отвечает, что очень благодарна за помощь, но эта помощь начинает странно оборачиваться. Царь каждую ночь бегает за Бетаалем. По-другому долг вернуть нельзя? Нельзя, отвечает колдун, и смотрите, ведь засуха может случиться и опять. Викрам обещал поймать Бетааля -- пусть выполняет.
Вошедший в этот момент царь заверяет, что поймает Бетааля непременно. "Ну и где?" -- возмущается Бхадракаал. -- "Опять не поймал?". Самрадж отвечает, что у него есть несколько вопросов, на которые он хотел бы получить ответ.
Бхадракаал клянется, что получит он свои ответы, лишь бы об обещании не забыл. Не забудет? Вот и чудненько, а то Бхадракаал как раз пришел проверить, не мешает ли процессу поимки Бетааля кто-то из приближенных. Самрадж уверен, что нет? Ладно, тогда я пошел. Но, хозяйка... царица... заметь себе, что в следующий раз обязательно останусь на обед. Приготовьте тогда еду без соли.
Глядя вслед уходящему колдуну, Викрам приказывает выяснить о нем все. Бетааль, наблюдающий из Мира Духов, намекает, что следующим станет испытание ума.
Викрам сидит за обедом вместе с женой. Махарани заботливо кормит его с ладоней, но царю кажется, что несмотря на мирную уютную обстановку, ее что-то тревожит. Падмини признается, что боится Бхадракаала и не доверяет ему. Викрам замечает, что, похоже, существует лишь один способ узнать правду: устроить Бхадракаалу очную ставку с Бетаалем.
Все время разговора за царем и царицей с балкона следят две кобры.
* * *
Некоторое время спустя в сабхе астролог вновь с привлечением голограмм в качестве пособия, излагает царю, что он выяснил, сопоставляя гороскопы Бхадракаала и Бетааля. Откуда он узнал время их рождения -- не раскрывается. Гороскоп колдуна пронизан злом, тогда как Бетааля -- кажется принадлежащим божественному существу. В то же время Меркурий в Седьмом Доме у обоих намекает, что прежде они были лучшими друзьями. Что все это значит, мудрец пока не разгадал, но обещает справиться.
Внезапно поднимается переполох -- в залу заползли две змеи. Охрана хватается за оружие, но царь останавливает стражу и спрашивает змей, что им нужно. Кобры превращаются в мужчину и женщину со змеиными хвостами. Наги извиняются: они не хотели никого пугать, но им очень нужно к царю. Ибо их клану в царстве не стало житья. А виноваты орлиный царь Гаруда и его подданные орлы -- все время нападают на змей и скоро всех изведут. Викрам обещает решить проблему и приказывает готовить поход.
В него тут же пиявкой вцепляется невестка Пингла: зачем царю идти самому, пусть лучше поручит дело племяннику Бхармалу! Он все прекрасно сделает сам. А вам, самрадж, и некогда -- а то еще к ночи за Бетаалем опоздаете... На последний веский аргумент Викрам соглашается поручить разбираться с орлами Митрофанушке.
Бетааль в Мире Духов бурно негодует: он хотел посмотреть, как Викрам разрешит проблему нагов, а царь спихнул поручение другому, нахал безответственный! Да Бетааль его после такого вообще в Мир Духов не пустит!
Отослав племянника, Викрам стоит над картой, гадая, нет ли еще какого-то пути покинуть Мир Духов, пока Бетааль не закончит рассказ. Появившаяся царица расспрашивает мужа, о чем рассказывает ему Призрак, и складывает два и два: первая история была о человечности, и это свое качество Викрам тут же испытал в Бутгархе. Вторая о справедливости -- и тут же история с Сунандой. Третья была о здравом смысле. Значит ли это, что теперь царь должен разумно рассудить змей с орлами?
Самрадж немедленно срывается в змеиное царство. И вовремя, потому что племянник уже родил "гениальный" план: вытащить змей на открытое место и перестрелять орлов, когда те слетятся. Поначалу его план удается: лучники очень метко расстреливают орлов, но появившийся орлиный царь выдыхает пламя. Принц и его матушка остаются живы лишь благодаря подоспевшему Викраму. Царь бранит племянника: его посылали уладить конфликт, а не устраивать войну. Поубивать орлов -- не выход. Так что пусть племянник проваливает от греха, дальше дядя все уладит сам... Выйдя на скалу, Викрамадитья взывает к Царю Орлов.
Продолжение следует...