Найти в Дзене
С чего начать...

С чего начать при выборе велосипеда?

Оглавление

Окей, хочу велосипед. Что делать?

Как и в любой другой сфере, пока не понимаешь в предмете - все выглядит просто. Как только начинаешь разбираться - сложность растет пропорционально.

Начать нужно с того, что выбирать велосипед следует под дисциплину, в которой собираетесь кататься. Я не претендую на максимальную экспертность, но изложу то, к чему смог придти сам, обзорно.

"А че выбирать? Скоростей побольше, да тормоза дисковые" или "Не все так просто"

Так уж сложилось исторически, что в большинстве ситуаций мы склонны без разбора принимать за "лучшее" наиболее сложное и "навороченное". Далеко не всегда такой подход позволяет достигнуть целесообразной покупки.

Чтобы попасть точно в цель нужно задать себе несколько вопросов:

  • Как я вижу себя катающимся на велосипеде?
  • Где я собираюсь кататься?
  • Нравятся ли мне скоростные заезды?
  • Собираюсь ли я выкатывать на шоссе и ехать до ближайших населенных пунктов?
  • Сколько я готов заплатить за это хобби?

Ответы на эти вопросы помогут вам в дальнейшем при выборе дисциплины и, соответственно, велосипеда.

"Какие ещё дисциплины? Кручу педали - катится, значит велосипед" или "Какие дисциплины в катании бывают"

Все дисциплины я и не перечислю, но постараюсь собрать основные направления в катании уровня "хобби".

Рассмотрим же их:

Кросс-кантри (КК)

GT Aggressor
GT Aggressor

Это, вероятно, самый распространенный и "усредненный" тип катания и, соответственно, велосипедов. Большинство горных велосипедов эксплуатируются именно для такого катания. Кросс-кантри - это езда по пересеченной местности. Грубо говоря: выехал из дома, проехался по дороге, выехал на шоссе до ближайшего поворота на лесную тропинку, покатался по корням, камням, и прочей "пересеченке". Да, формально, кросс-кантри - это гонки по пересеченке, но в быту, чаще всего, это смешанный стиль катания без попыток "в скорость".

Для такого стиля наиболее подходят большинство велосипедов средней и высокой ценовой категорий. Велосипед "хардтейл". Это велосипед, у которого жесткая рама без амортизации, но вилка у переднего колеса амортизацию имеет. Это позволяет чувствовать себя достаточно комфортно при езде по пересеченке (корням, щебню, камням).

Поэтому если вы сторонник "усредненного" и сбалансированного катания, то этот тип, скорее всего, вас не разочарует.

Сити-байк (прогулочный/круизер/складной)

Nirve STARLINER
Nirve STARLINER

На самом деле круизеры, прогулочные, и складные достаточно различаются, но я закинул их в одну категорию, т.к. стиль катания будет практически одинаковым в быту. Такие велосипеды могут быть складными (имеют возможность сложиться пополам для удобства хранения и перемещения), могут быть полноценными прогулочными для эстетов как на фото выше, могут быть с множеством скоростей (звезд), а могут быть без.

Фактическое катание на таких типах велосипеда в быту будет следующим: Выехал из дома, поехал по тротуару или спокойной проезжей части в центр города, покатался по городским набережным, доехал до места работы. При этом без лишних разгонов, спокойно и стабильно. Важно, чтобы дорога к месту назначения позволяла проехаться без камней, лесных тропинок, т.к. такие велосипеды в большинстве своем заточены под спокойное катание по асфальтированной дороге.

Как правило, такие велосипеды ригидные (жесткие). Это означает, что амортизации нет ни на раме, ни на вилке, т.к. необходимости в этом особой нет, ведь катание по ровной будет проходить по ровной местности.

Если вам нужны прогулки без спешки с минимальным количеством физических нагрузок - это ваш бро.

Шоссейный велосипед

Jamis VENTURA A1
Jamis VENTURA A1

Вот здесь мы плавно переходим к велосипедам и типам езды, с определенной спецификой. Уходим от "усредненности". Такой велосипед - это практически спортивный снаряд. Как правило у них узкие покрышки, для минимального соприкосновения с поверхностью и крупный размер колес для хорошего "наката". Сидеть расслабленно "в развалочку" на таком велосипеде не получится. Такие велосипеды могут использоваться для марафонов со скоростью и длительной дистанцией. Да, это спорт, но в быту применение найти тоже можно. Если изредка увлекаться этим как спортом, то и вне гонки можно выйти на шоссе и доехать до ближайшего населенного пункта в минимальные сроки.

Стоимость таких велосипедов, как правило, будет повыше, т.к. требования к сплавам, используемым в производстве и технологическим решениям выше. Наличие различного количества звезд и скоростей - обязательно.

Если хотите увлечься таким спортом, то рекомендую загуглить шоссейный спорт как явление и принять решение для себя. Для повседневных покатушек "как хобби" такой снаряд, вероятнее всего, не совсем подойдет.

Даунхилл (Скоростной спуск)

Norco AURUM
Norco AURUM

От спорта классического к экстремальному. Даунхилл - это дисциплина, в которой нужно за максимально короткий промежуток времени спуститься по специально созданной трассе. Такие трассы могут включать в себя пролеты, повороты и все сопутствующие сложности. Это испытание на контроль велосипеда, реакцию, физическую подготовку райдера. Вполне интересный вариант для увлечения под хобби, но требует вложений как финансовых, так и ресурса времени для погружения.

Велосипеды, которые подходят к этой дисциплине называются чаще всего "двухподвесы". Это велосипед, который имеет как переднюю амортизацию на вилке, так и амортизацию заднего колеса на раме. Такие велосипеды крайне дорогостоящие, а те, что стоят не заоблачных денег, вероятнее, всего лишь макет (выглядят как двухподвес, но качество элементов и их исполнение не закрывает те цели, для которых эти элементы сделаны).

Если у вас есть средства и физическая подготовка не уровня "темнеет в глазах, когда встаю с кровати", то, при желании чего-то скоростного и захватывающего, вполне можно обратить внимание на эту дисциплину.

Трюковое катание (BMX)

WeThePeople ARCADE
WeThePeople ARCADE

Трюковый велосипед - это велосипед для выполнения трюков (логично, не правда ли?). Для чего делать трюки на велосипеде? Да для того же, для чего существует любое хобби - для получения приятных эмоций и впечатлений. Да, на данный момент культура достаточно развита, поэтому эта дисциплина вышла на высокий уровень. В 2020 году, к примеру, это катание должно было появиться на олимпийских играх, но из-за пандемии олимпиада не состоялась. Тем не менее есть множество других международных соревнований.

Катание на BMX, в свою очередь, тоже делится на разные дисциплины: Стрит (уличное), Дёрт (катания на трассах с вылетами) и Парк (катание в парках, созданных исключительно для трюкового катания, со специальными фигурами и конструкциями).

Отличает эти типы велосипедов многое. У них небольшой диаметр колес (20 дюймов), нет амортизации, они односкоростные (одна звезда спереди и одна сзади). Сделаны из стали, т.к. нужна прочность, ведь нагрузки на велосипед будут неслабыми.

Некоторые считают, что это "для детей", но это далеко не так. Катание и выполнение трюков требуют ловкости, смелости, и сопровождаются достаточной физической нагрузкой. На профессиональном уровне катаются далеко не дети.

В быту, а не на профессиональном уровне катание будет выглядеть так: вышли из дома, покатили в удобном для себя темпе до ближайшего спота (места для катания), поучили трюки, вернулись домой. Такой велосипед не подойдет для длительных и дальних передвижений.

Если вы "смелый, ловкий, умелый и джунгли вас зовут", а кататься далеко и надолго нет желания, то этот вид вполне подойдет для вас. Всегда можно заняться чем-то, т.к. количество трюков большое, всегда есть чему можно научится и получать кайф от личного достижения.

МТБ Фристайл (Дёрт/Парк/Стрит)

Author EXE
Author EXE

Почти вся информация, которая описана про BMX применима и здесь. Прочные велосипеды для трюкового катания, но размером и диаметром колес побольше (24 или 26 дюймов).

В отличии от BMX могут сопровождаться дисковыми тормозами или амортизационной вилкой. Поэтому такой велосипед можно считать чуть более универсальным чем BMX.

Выбрать BMX или Фристайл МТБ для трюкового катания - вопрос вкуса.

Итоги:

Помните вопросы, которые я задавал в самом начале статьи? Если да, то теперь вы должны понять, почему они помогут определиться. Т.к. если вам нужен велосипед для комфортного катания по городу, то BMX не совсем подойдет. Если вы хотите физической нагрузки и активности, то круизер или складной велосипед тоже не подойдет. Задайте себе вопросы из начала ещё раз и попробуйте понять какой стиль катания вам нужен.

Лично я для себя выбрал именно фристайл МТБ. Для более подробного разбора и сравнения между собой BMX и МТБ потребуется отдельная статья, эта тема крайне скользкая.