Советские военные развитию самоходной артиллерии в 30-е годы придавали не слишком большое значение. Существовали отдельные проекты, но до запуска в серию дело не доходило. В начале 1941-го не то, чтобы жареный петух клюнул, но… В войсках находилось большое количество двухбашенных пулеметных танков Т-26, боевая ценность которых стремилась к нулю. Появилась идея сдать эти танки на заводы и переделать их в 76-мм САУ и 37-мм ЗСУ. Разработкой проекта занимался Ленинградский завод № 174 им. Ворошилова. САУ получила кодовое обозначение Т-26-6, ЗСУ – Т-26-5. В планах на 1941-42 годы было переделать 1200 Т-26. Война планы нарушила – в приграничных танковых сражениях «полегло» много двухбашенных Т-26. Уже любые танки быстро стали дефицитом. И ни о каком массовом производстве САУ речь идти не могла.
Но в Ленинграде о проекте не забыли. Уже в конце июля две зенитки Т-26-5 прошли полигонные испытания и после устранения выявленных дефектов отправились воевать в 124-ю танковую бригаду. На этом, правда, выпуск ЗСУ и ограничился.
Т-26-6 поручено было строить заводу подъемно-погрузочного оборудования им. Кирова, который к тому времени перешел на ремонт танков. Под САУ решено был переделывать различные огнеметные варианты Т-26. Для простоты изготовления от многих проектных «хотелок» пришлось отказаться. По сути, на заводе им. Кирова быстро создали свой проект. С танка снималась башня, срезалась подбашенная коробка. Весь корпус накрывался броневым листом. Для механика-водителя делалась маленькая рубка. К бронелисту над двигателем крепилась тумба с 76-мм полковой пушкой, закрытой бронированным кожухом. Экипаж состоял из трех человек: командира-наводчика, заряжающего и водителя. Пушка с кожухом могли вращаться на 360 градусов. Слева и справа от орудия в кожух были вмонтированы два пулемета ДТ.
Всего осенью 1941 года было выпущено 12 Т-26-6. Их разделили между Ленинградским и братским Волховским фронтом. На Волховском воевали в составе 122-й и 124-й танковых бригад, по две штуки на каждую. В феврале 124-я бригада потеряла одну САУ. 122-я 13 февраля в бою за Погостье также потеряла одну машину. В качестве пополнения ей передали оставшуюся Т-26-6 из 124-й танковой. Две этих САУ, периодически отправляясь в ремонт от полученных повреждений, воюют до середины осени 1942 года. Упоминаются в последний раз в документах 122-й ТБ в конце октября. Сгорели они или были переданы в другие части – неизвестно.
Шесть САУ попали в 123-ю ТБ Ленинградского фронта, которая в мае 1942-го стала 1-й Краснознаменной ТБ. За летние бои в районе Урицка командир батареи Т-26-6 лейтенант Козлов награжден орденом Красного Знамени, что говорит о многом.
Тем же летом было выпущено еще пять Т-26-6. Четыре из них поступили в 220-ю ТБ. Участвовали в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943-го. На 21 января в бригаде числились три Т-26-6. Последняя САУ исчезла из списков бригады через год, в январе 1944 года.
В январе 1944 года оставалась одна САУ и в 1-й Краснознаменной ТБ, но в конце месяца получила 4 машины из других частей. В составе бригады Т-26-6 освобождали Карельский перешеек. Участвовали в боях за Выборг. Но время свое взяло, оставшиеся в бригаде четыре САУ были уже настолько изношены, что требовали заводского ремонта. Состоялся он либо «старушки» были просто списаны – неизвестно.
Пожалуй, случай с Т-26-6 уникальный: САУ была создана «на коленке», выпуск налажен в самом начале блокады малой серией. Самоходки участвовала в боях за город, в боях по прорыву блокады, в боях по окончательному снятию блокады, освобождали Карельский перешеек. Жаль, до Берлина не дошли. По меркам той войны – небывалое долголетие.
Фото из открытых источников