7 сентября исполняется 150 лет со дня рождения А.И. Куприна (1870 - 1938)
Автор наиболее любимых многими и трепетных произведений о любви («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»), он первый в русский литературе описал армейский быт, который хорошо знал. Обучение в кадетском корпусе и недолгая служба в гарнизоне даст ему материал для печальных и острых наблюдений за жизнью русского офицерства. Некоторые военные не захотят подать ему руки после выхода «Поединка». Впрочем, сам Куприн будет уважать настоящих смелых и благородных военных людей. С началом Первой мировой войны он открыл в доме военный госпиталь, а в 1914 года по собственному желанию вступит в ряды армии и будет служить в Финляндии командиром пехотной роты. После революции примкнёт к Северо-Западной армии и станет редактором белой армейской газеты.
Да, противоречий в жизни и самой личности писателя было достаточно. Больше всего на земле он любил Крым и Балаклаву, жизнь свободных и отважных рыбаков. В очерках «Листригоны» Куприн будет воспевать их. Но приобретенный участок земли в Балаклаве Александр Иванович потеряет, т. к. въезд на территорию Крыма будет для него запрещен из-за участия в революционных событиях 1905 года.
В эмиграции критиковал советский режим, ему принадлежит язвительное название страны — Совдепия. Но в 1937 году приедет на родину, где проживёт свой последний год.
Вторая жена Куприна — Елизавета Морицовна станет по-настоящему близким ему человеком. Вдохновлять, поддерживать и прощать (а тяжёлый алкоголизм мужа давал повод переживать) она умела. Писатель, уже немощный и старый в последние годы, был смыслом её существования, она очень тяжело пережила его уход. Местом его упокоения стало Волковское кладбище в Ленинграде (ныне Литераторские мостки).
Их дочь красавица Ксения прославилась в Париже как модель и актриса немого кино. Она позже вернулась на родину и привезла архив знаменитого отца. Служила в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
Очень жаль, что детям сейчас не читают рассказы Куприна о животных — ведь это классика детской литературы (сужу по недоуменным глазам своих студентов — 16-17-летних ребят).
А ведь Куприн — ещё и великий знаток души животных. Прекрасный рассказ «Белый пудель» учит самоотверженности и верности друзьям. Хорошо читать его мальчикам в младшей школе, если хотим дать понятие о благородстве и тем ценностям, которые не продаются ни за какие деньги.
Рассказ «Ю-ю» - о кошке, друге семьи. Оказывается, и кошки искренне привязываются к хозяевам, несмотря на распространённое мнение, что они любят только дом и уют.
А рассказ «Сапсан» - о собаке породы меделян. Сам Куприн очень любил животных, в разные годы своей жизни он был хозяином и Ю-ю, и Сапсана, и даже пса по кличке Негодяй.
Рассказ написан от первого лица, причём рассказчик — собака.
«Мы, собаки, в смысле отгадывания мыслей в семь и еще много раз тоньше людей. Людям, чтобы понимать друг друга, нужны внешние отличия, слова, изменения голоса, взгляда и прикосновения. Я же познаю их души просто, одним внутренним чутьем. Я чувствую тайными, неведомыми, дрожащими путями, как их души краснеют, бледнеют, трепещут, завидуют, любят, ненавидят. Когда Хозяина нет дома, я издали знаю: счастье или несчастье постигло его, И я радуюсь или грущу.
Говорят про нас: такая-то собака добра, такая-то — зла. Нет. Зол или добр, храбр или труслив, доверчив или скрытен бывает только человек. А по нему и собаки, живущие с ним под одной кровлей».
Куприн души не чаял в своём питомце, жители Гатчины часто видели их на прогулке. Очень тяжело переживал Александр Иванович смерть любимой собаки (её пристрелили революционные солдаты), всю жизнь он будет хранить фотографию любимого меделяна. А на фотографии, подаренной Бунину, будет водить лапой собаки, чтобы поставить рядом со своим автографом и пёсий.
«Не люблю я лунных ночей, и мне нестерпимо хочется выть, когда я гляжу на небо. Мне кажется, что оттуда смотрит кто-то большой, больше самого Хозяина, то, кого Хозяин так непонятно называет «Вечность» или иначе. Тогда я смутно предчувствую, что и моя жизнь когда-нибудь кончится, как кончается жизнь собак, жуков и растений. Придет ли тогда, перед концом, ко мне Хозяин? Я не знаю. Я бы этого очень хотел. Но даже если он и не придет — моя последняя мысль все-таки будет о Нем».
Книги Куприна тревожат, трогают душу, заставляют сопереживать другому существу — будь то человек или животное. А еще — восхищаться и благоговеть перед чудом жизни.