В предыдущих статьях я рассказывал про психологический аспект выбора ниши для бизнеса и выборе модели бизнеса для старта . Но что если бизнес открыт, вы вложили свои средства, силы и время, а денег всё нет? Продолжить работать с ещё большими усилиями и трансформироваться или, ещё хуже, закрывать бизнес?
В этой статье обсудим признаки, по которым определяется приближающийся крах надежд.
Известно, что в первый год жизни закрывается 50% предприятий. Условно назовём эту категорию - No1.
Во второй год работы закрывается еще 40%. Присвоим категории No2.
Остаётся 10% жизнеспособных предприятий, которые могут двигаться в сторону развития. Это категория No3.
Рассмотрим три категории данных предприятий.
Категория No 1.
Самый очевидный признак того, что бизнес «не идёт» - отсутствие продаж. Продажи могут быть, но выручка при этом будет ниже самого пессимистичного прогноза. Когда постоянные и переменные расходы выше выручки, это знак того, что бизнес пора сворачивать. Не стоит дожидаться долгов по арендной плате, задолженности по заработной плате и других неприятностей.
Во время закрыться, значит спасти половину дела. Если вы открыли магазин одежды, а она не продаётся, то закрывайте магазин. Не ждите, пока накопятся долги. Не сидите в помещении полгода, грустно глядя на вялотекущие продажи. Лучше выберите другое место и другой товар. То же самое относится и к производству.
Если товар не продается или не продается по оптимальной цене, «сворачивайте лавочку» и не дожидайтесь проблем.
Категория No 2.
После того, как предприятие пережило трудный период становления, необходимо начать прорабатывать слабые места.
Если у бизнеса большая закредитованность, то необходимо начать снижать долговую нагрузку. Оптимизируйте расходы. Посмотрите на свою кадровую политику. Найдите новые рынки сбыта. Проведите все возможные исследования, чтобы бы «выстоять» второй год. Он является показательным – будет бизнес расти дальше или нет.
Признаки того, что выстоять всё же не удастся – это чистая прибыль с отрицательным знаком. Бизнес – это деньги. Если денег не хватает, то бизнес пора закрывать.
Категория No 3.
Бизнес, который работает три года, уже можно назвать стабильным. Именно поэтому многие бизнес-брокеры рекомендуют покупать именно устоявшийся бизнес. Работающий хотя бы более 2,5 лет. Но всё меняется. Завод изготавливал три года подряд товар. Расходы на изготовление растут, а продажная цена снижается из-за высокой конкуренции на рынке. Потребители начинают предпочитать не ваш товар, а товар конкурентов. Падают продажи, выручка снижается, чистая прибыль стремится к нулю. Тут и до банкротства недалеко, если не предпринять серьёзные меры по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как вариант для выхода из этой ситуации - выйти в онлайн и усилить это направление соответствующими специалистами.
Показатель, который объединяет три категории – чистая прибыль. Её снижение говорит о финансовой неустойчивости предприятия. Отсутствие прибыли говорит о том, что бизнес умер.