Найти тему

Как написать план статьи

Оглавление

Если театр начинается с вешалки, то хорошая статья - с качественно составленного плана. Он проставляет точки будущего материала, обозначая его контуры и направляя копирайтера по чётко заданному маршруту. Освоив навыки того, как писать планы статей, вы легко сможете донести до исполнителя своё видение и всегда будете желанным заказчиком.

Что такое план статьи

План статьи - подробная, попунктово прописанная, пронумерованная и логически обоснованная структура статьи. В нём до исполнителя доносится, что должно быть рассмотрено в материале, а чего стоит избегать, что достаточно упомянуть вскользь, а на чём следует акцентировать внимание читателей.

План может содержать рекомендации по оформлению отдельных блоков статьи (какую-то информацию аудитории гораздо проще воспринимать, скажем, в виде списка или таблицы), советы по добавлению медиа (фото, видео, гифки) и иные указания на источники добавочной ценности материала.

Зачем нужен план статьи

https://www.wikihow.com/images_en/thumb/b/b3/Write-a-Work-Plan-Step-8-Version-2.jpg/v4-1200px-Write-a-Work-Plan-Step-8-Version-2.jpg
https://www.wikihow.com/images_en/thumb/b/b3/Write-a-Work-Plan-Step-8-Version-2.jpg/v4-1200px-Write-a-Work-Plan-Step-8-Version-2.jpg

Наличие плана статьи (при условии его добросовестного и грамотного составления) - это не то что ситуация win-win, а скорее даже win-win-win, поскольку от подобного проектирования выигрывает и заказчик, и исполнитель, и читатель будущего текста.

Заказчик, формируя задание с планом, развёрнуто даёт понять, что он ждёт от работы, задаёт определённые рамки, и экономит время: копирайтерское на прорисовке основных моментов статьи, а своё - на проверке контента.

Исполнитель, вооружившись планом, более свободно перемещается от одного пункта к другому и избегает шагов в пустоту, когда при завершении одного тематического блока информации никак не получается нащупать подходящий по смыслу и логике следующий.

Читатель же получает связный, последовательный, гармоничный, полностью раскрывающий заявленную предметную область материал.

Чем чревато отсутствие плана

https://pbs.twimg.com/media/DuppXr-UwAAneQW.jpg
https://pbs.twimg.com/media/DuppXr-UwAAneQW.jpg

Без предоставления исполнителю плана статьи очень высок риск нарваться на нелогичный, хаотично утрамбованный текст, который вряд ли охватит вынесенную в заголовок тему и, скорее всего, разочарует читателей.

Если же возвращаться от результата к процессу, то работа без плана провоцирует тот самый синдром чистого листа и гарантированно увеличивает трудоёмкость всего действа.

Для копирайтера писать статью без плана - всё равно, что для строителя возводить дом без чертежа, а для режиссёра - снимать фильм без сценария, располагая только названием. Сомневаемся, что кому-то из вас захотелось бы жить в таком доме или потратить пару часов своего времени на просмотр такого фильма.

Как составить план статьи

В большинстве случаев план статьи держится на трёх китах: ключевые фразы, логика и конкуренты. Без одной из указанных составляющих ваш план будет как табуретка на двух ножках - даже если и устоит, всё равно никакой практической пользы не принесёт.

Итак, начинается возведение плана в любом случае со сбора ключевых фраз. Даже если статья будет публиковаться не на сайте, и вы не планируете адаптировать её под SEO, захватив все поисковые запросы по теме, наличие ключей позволит наметить первые сегменты.

Возьмём для примера тему “Польза и вред авокадо”. Введём соответствующий запрос в Яндекс.Вордстат и посмотрим, что присутствует в выдаче.

-3

Красным обведены запросы, являющиеся сегментами, которые раскрывают тему вширь. Видим очевидные сегментации по полу употребляющего авокадо, составным и производным фрукта (масло, косточка), заболеваниям и особым состояниям (беременность, при болезнях поджелудочной железы, при диете), пищевой ценности и особенностям употребления (калорийность, как едят авокадо, можно ли на завтрак, рецепты).

Кроме того, заметно, что многие пользователи даже в контексте специфики пользы и вреда продукта интересуются правильным написанием слова - выносить это в отдельный пункт смысла нет, но посоветовать автору поднять вопрос в формате однострочной заметки лишним не будет.

Также видим, что есть запрос на отзывы, связанные с пользой и вредом продукта - чужой, честно описанный релевантный опыт всегда востребован читателями.

После того как у нас определились первые смысловые блоки, подключаем к делу логическое мышление, чтобы расставить их в нужном порядке и определить глубину каждого из них.

Очень рекомендуем первым пунктом плана всегда указывать “Введение”, а последним - “Заключение”. Может показаться, что это и так очевидно, но если задание окажется у автора, слепо следующего плану, как таксист - навигатору, высока вероятность получить статью, которая начинается с места в карьер и резко обрывается.

Первым полноценным пунктом после введения должно идти некое представление того предмета, процесса, персоны или события, которому будет посвящена статья. Из тех блоков, что вырисовались у нас благодаря Вордстату, экспозиционная функция подойдёт пищевой ценности. Вместе с калорийностью сюда также можно внести пищевой состав авокадо и соотношение белков, жиров и углеводов. Поскольку эта информация содержит много цифр, читателю будет комфортнее воспринимать её в виде таблицы, о чём стоит сообщить в плане автору.

Следом логичнее всего будет расщепить наше авокадо на составляющие, подробно рассказав о вариантах применения косточки, масла и других производных, если таковые есть.

https://cs1.livemaster.ru/storage/4f/03/1585959e1aade4d23659aa29cfe2--base-oils-avocado-oil-refined.jpg
https://cs1.livemaster.ru/storage/4f/03/1585959e1aade4d23659aa29cfe2--base-oils-avocado-oil-refined.jpg

После этого располагаем пункт об особенностях употребления авокадо для мужчин и женщин. Можем сразу расширить его до формулировки “Особенности употребления в зависимости от пола и возраста” и включить сюда детей и пожилых людей.

Далее выносим в отдельный пункт специфику применения продукта при заболеваниях и особых состояниях. Напомним, что Вордстат при стартовом поиске выдал нам в качестве сегментов в этом смысловом блоке беременность, диету и болезни поджелудочной железы. Очевидно, что здесь мы зацепили лишь верхушку айсберга, поэтому попробуем заглянуть в подводную часть с помощью всё того же Вордстата и маркерного запроса “авокадо +при”.

-5

В первых же 10 строках выдачи обнаруживаем сразу 5 дополнительных условий, весьма часто запрашиваемых пользователями. Каждая из этих подтем, разумеется, заслуживает упоминания в нашей статье.

Разобрали все нюансы применения авокадо при различных вводных данных, теперь можно перейти к особенностям употребления.

Финальным же пунктом перед заключением определяем отзывы.

Итак, промежуточный тезисный план получается следующий (пока обойдёмся без уточнений и заметок на полях):

1. Введение.

2. Калорийность и пищевая ценность.

3. Особенности применения масла авокадо, косточки и других производных.

4. Нюансы употребления фрукта в зависимости от пола и возраста.

5. Авокадо при заболеваниях и особых состояниях.

6. Особенности употребления авокадо.

7. Отзывы.

8. Заключение.

Уже в таком виде план выглядит вполне состоятельным, но не будем нарушать цепочку обязательных действий и отправимся на изучение конкурентных материалов.

Открываем Яндекс и вбиваем в поисковую строку нашу тему. Пропускаем рекламную выдачу, если ваша тема располагает к наличию сопутствующих услуг или объявлений.

Будьте готовы к тому, что верхние строки во многих случаях будут оккупированы внутренними сервисами Яндекса: Дзен, Кью и т.д. Если Кью можно использовать как источник отзывов, то ориентироваться на Дзен в плане структуры не стоит - там в ходу более короткие и лаконичные статьи.

Проще говоря, в выдаче нам нужны информационные сайты. Как правило, от 3 до 5 конкурентов бывает достаточно, чтобы дополнить план. Очень удобно, если на сайте есть содержание - тогда можно получить представление о структуре материала, даже не пролистывая его. Хотя для полноты картины, конечно, лучше пролистать.

Смотрим первого конкурента.

-6

Из представленного в содержании у нас неохваченными остались состав, противопоказания и тематическое видео. Фиксируем и переходим к следующему.

-7

Очень наглядный пример плана, пытающегося объять необъятное: тут вам и лечение, и красота, и интересные факты, и советы домашнему садоводу. Не надо так. Двигайте границы темы очень аккуратно, иначе получите километровый нечитаемый текст.

Из того, что представлено в этом плане, можно позаимствовать разве что пункт “Выбор и хранение”, но попросить автора представить эту информацию в виде заметки из нескольких предложений.

Далее обращаем взор на третьего конкурента.

-8

Неплохой, пусть и немного скомканный план, но разжиться в нём особо нечем.

Все 3 этапа пройдены, и мы можем приступить к формированию финальной версии плана:

1. Введение.

2. Состав, калорийность и пищевая ценность.

Информацию представить в виде таблицы.

3. Особенности применения производных продуктов авокадо.

3.1. Косточки.

3.2. Масло.

3.3. Другие продукты (если найдётся такая информация).

4. Нюансы употребления фрукта в зависимости от пола и возраста.

4.1. Для женщин.

4.2. Для мужчин.

4.3. Для детей.

4.4. Для пожилых людей.

5. Авокадо при заболеваниях и особых состояниях.

5.1. При беременности.

5.2. При грудном вскармливании.

5.3. При диете и похудении.

5.4. При гастрите.

5.5. При панкреатите.

5.6. При сахарном диабете.

5.7. При других заболеваниях (кратко, списком).

6. Противопоказания.

7. Особенности употребления авокадо.

7.1. Как правильно есть.

7.2. Когда лучше есть (на завтрак, днём, вечером).

7.3. Рецепты с использованием авокадо (2-3 варианта блюд).

8. Отзывы о продукте (2-3 реальных отзыва со ссылками на источники).

9. Видео по теме.

Также просьба по тексту добавить несколько небольших заметок от 1 до 3 предложений о том, как правильно пишется слово “авокадо”, как его выбрать и хранить + ещё пару интересных и полезных фактов.

10. Заключение.

Готово. По такому плану уже можно визуализировать будущую статью, после прочтения которой пользователь закроет браузер и не пойдёт искать более подробную, уточняющую информацию на другой сайт.

Критерии хорошего плана

https://cdn.holyclip.net/v1/gif/A_Diys0h
https://cdn.holyclip.net/v1/gif/A_Diys0h

Ранее мы уже поведали, о том, почему наличие плана статьи - всестороннее благо. Теперь же упорядочим основные критерии, указывающие на то, что план получился удачным.

  • План последователен, с правильной иерархией пунктов;
  • Нет разброса информации по одной теме в разных частях;
  • Нет дублирования одной и той же информации в разных частях;
  • Верное деление информации на блоки;
  • Нет пропуска важных аспектов;
  • Правильные формулировки пунктов (каждый пункт сформулирован понятно и однозначно; нет ошибок: грамотности, фактических, терминологических).

Примеры удачных планов для статьи

Приведём примеры качественных планов статей по разным тематикам.

Применение чая пуэр

1. Введение.

2. Состав и польза. Максимально кратко о происхождении.

2.1. Таблица химического состава.

2.2. Кратко с галереей о сортах и типах: чёрный, белый, зелёный, молочный, королевский, дикий, дворцовый.

2.3. Полезные свойства продукта.

2.3.1. Для женщин.

2.3.2. Для мужчин.

3. Противопоказания.

4. Как употреблять.

4.1. Суточные нормы для здоровых людей (в общем).

4.2. Как правильно заваривать.

4.3. Сколько раз можно заваривать.

4.4. Можно ли пить натощак.

4.5. На ночь.

4.6. Можно ли пить с сахаром.

4.7. Разрешено ли за рулём, может ли от него быть опьянение.

5. Нюансы употребления:

5.1. При беременности: можно ли и сколько на разных триместрах.

5.2. ГВ: можно ли и сколько, с какого возраста малыша.

5.3. Детям: с какого возраста и сколько.

5.4. При заболеваниях (панкреатит, диабет, холецистит, гастрит): можно ли и сколько.

5.5. Повышает или понижает давление.

5.6. На диете/для похудения.

6. Рецепты здоровья с применением продукта (от похмелья, для сердца, при простуде, при циррозе, для потенции и пр.). Если конкретных рецептов нет, указать эти моменты в пользе или противопоказаниях.

7. Рецепты красоты с применением продукта: до 3 шт. при наличии.

8. 4 кратких и информативных отзыва о применении средств на основе этого продукта для здоровья или красоты, в том числе для похудения.

9. Видео по теме при наличии.

10. Заключение.

Как построить баню-бочку своими руками

1. Введение.

2. Баня бочка — описание конструкции, виды (круглые, квадратные и т.д.). Преимущества и недостатки перед обычной баней.

2.1. Галерея вариантов.

3. Подготовка к постройке: чертежи проекта и размеры.

4. Выбор материала (дерево, железо, металл - плюсы и минусы), советы по выбору.

5. Расчёт материала. Необходимые инструменты.

6. Пошаговая инструкция по постройке бани (с фото).

7. Советы по отделке.

8. Видео по теме.

9. Заключение.

Можжевельник Блю Стар

1. Введение.

2. История сорта можжевельника Блю Стар (Blue Star), к какому виду можжевельников он относится. Где распространён.

3. Описание сорта.

3.1. Внешний вид растения. Как используется в ландшафтном дизайне участка.

3.2. Характеристика сорта: его зимостойкость, жаростойкость, какие нужны грунт и оптимальные условия для роста и цветения.

3.3. Причины популярности сорта, его преимущества. Объективные недостатки и сложности.

4. Особенности выращивания данного сорта (не общие правила выращивания можжевельников, а именно конкретика по сорту Блю Стар). Возможные проблемы и их решение.

5. Полезные отзывы.

6. Заключение.

Важность составления планов для статей вполне можно проиллюстрировать пословицей “Что посеешь, то и пожнёшь”. Чем тщательнее и бережнее вы подготовите почву, тем быстрее получите всходы в виде трафика, новых подписчиков, виральной активности, лидов и т.д.

Желаем, чтобы все планы находили достойную реализацию.