Найти тему
SurgeZen

Творческие советы для писателей: диалоги (№1)

Приветствую, с вами Валентин Беляков, фантаст, любящий фантастику. И сегодня мы поговорим о диалогах: как сделать их более функциональными и живыми.

Возможно ли написать книгу вовсе без диалогов? Разумеется. Тем не менее, диалоги и полилоги (когда в разговоре участвует более двух лиц) присутствуют в большинстве книг. Для чего они могут понадобиться?

Источник: https://pin.it/7sdI9BM В полилоге важно чётко указывать говорящего, чтобы читатель не запутался (если Вы не пытаетесь достичь такого эффекта специально)
Источник: https://pin.it/7sdI9BM В полилоге важно чётко указывать говорящего, чтобы читатель не запутался (если Вы не пытаетесь достичь такого эффекта специально)

1) Раскрытие образов персонажей. Посредством слов выражаются их мнения, мировоззрение. Многое можно понять по стилю речи.

2) Отношения между персонажами. Здесь всё понятно: герои могут ругаться или признаваться друг другу в любви, могут говорить любезности, в которых скрыты подколы... Масса возможностей!

3) Один из двигателей сюжета. Один разговор может изменить все дальнейшие поступки персонажа!

4) Подача информации о мире. О мире может рассказать и сам автор, но почему бы не вложить важные сведения в уста персонажей? Пусть один герой (с которым идентифицирует себя читатель) что-нибудь спросит, а другой объяснит. Тогда у читателя создастся ощущение, что он сам что-то спросил и получил ответ, и вовлечённость в книгу повысится.

Как оформляются диалоги на письме?

Если у вас есть разговор, происходящий в реальном времени, используйте тире перед репликами, начиная каждую реплику с красной строки. Желательно также писать реплику с отступом. В конце прямой речи ставится завершающий знак препинания: вопросительный, восклицательный или запятая (ни в коем случае не точка, если дальше идут слова автора!). После непосредственно прямой речи поставьте поясняющие слова (кто это сказал? Как?), которые независимо от знака препинания до них пишутся с маленькой буквы. Пример:

– Привет
!радостно окликнул я.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь
,холодно ответил рептилоид.

Если вы хотите после авторских слов продолжить прямую речь, поставьте
запятую и снова тире. Если же вы использовали новый глагол, ставится двоеточие, а потом всё равно тире. Поясню на том же примере:

1) – Ну здравствуй, коли не шутишь, – холодно ответил рептилоид
, – а всё-таки я не очень хочу с тобой болтать.
2) – Ну здравствуй, коли не шутишь, – холодно ответил рептилоид
и добавил: – а всё-таки я не очень хочу с тобой болтать.

Если же в конце прямой речи был в
опросительный/восклицательный знак, то после авторских слов ставится точка, и дальше прямая речь идёт с большой буквы.

– Так грубо
! – расстроился я. – Хотя чего ещё ждать от холоднокровного.

Лучше начать новую реплику, а не продолжать предыдущую, если у вы используете много авторских слов (несколько предложений).

В диалогах, как и вообще в художественном тексте, важно
разнообразие. Разнообразить можно сами глаголы, обозначающие речь, а также то, как вы называете героев. Только, пожалуйста, называйте героев осмысленно, а не "блондинка" или "брюнет", как делают в фанфиках третьего сорта. Ведь Ваши герои – не картонки, и я уверен, что они отличаются друг от друга не только цветом волос! Итак, посмотрите как заиграет диалог, если применить все эти приёмы:


:(
– Привет, – сказал Джон.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь, – сказал рептилоид, – только я не очень-то хочу с тобой болтать.
– Это из-за корабля? – сказал Джон.
– А ты догадливый, – сказал рептилоид.
– Подумаешь, небольшая вмятина! – сказал Джон, – Я вообще-то впервые в жизни сажал космический корабль.


– Привет, – беззаботно окликнул Джон.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь, – холодно отозвался рептилоид, – только я не очень-то хочу с тобой болтать.
– Это из-за корабля? – смущённо спросил парень.
– А ты догадливый, – фыркнул Сварли, недовольно постукивая хвостом.
– Подумаешь, небольшая вмятина! – воскликнул сконфуженный мичман и добавил, оправдываясь: – Я вообще-то впервые в жизни сажал космический корабль.


Однако не стоит забывать, что краткость сестра таланта. Некоторые писатели вообще предпочитают использовать только "сказал–спросил–ответил", чтобы не отвлекать внимание от информации, содержащейся в диалоге.

Кстати, вы заметили ещё один приём? В авторские слова после реплики я добавил также
действия персонажа. Ведь диалог происходит не в отрыве от реальности! Нередко мы видим в книгах (и даже мультфильмах и аниме), как все герои замирают, останавливается сцена, звёзды и планеты прекращают своё движение и начинается "диалог в вакууме", когда движутся только губы героев. Даже выражение лиц не меняется! А между тем в жизни мы вполне можем совмещать речь с другими действиями: мама способна ругать вас, готовя при этом обед, Вы можете болтать с другом по телефону, сидя в туалете, и так далее.

 https://pin.it/1F9ImDI Обычно язык тела очень хорошо передан в мультфильмах, потому что дети к нему восприимчивы. Попробуйте описать диалоги ваших любимых персонажей!
https://pin.it/1F9ImDI Обычно язык тела очень хорошо передан в мультфильмах, потому что дети к нему восприимчивы. Попробуйте описать диалоги ваших любимых персонажей!


Не забывайте о языке тела. Сам Стивен Кинг, великий и ужасный, (и, думаю, много кто до него) призывал показывать, а не рассказывать. Зачем говорить, что Джон был смущён и испытывал неловкость, если можно описать, как он краснел, грыз ногти, отводил взгляд и прятал руки в карманы. А рептилоид Сварли постукивал по полу хвостом, как обиженный кот, и то и дело облизывал безгубый рот раздвоенным языком... В общем, вы понимаете, что я имею в виду. Характерные движения и изменения выражения лица героев (хмурятся/поднимают бровь/надувают губы/закусывают губы/стискивают зубы) также вызывают у читателя эмпатию, если он ассоциирует героя с собой.

Источник: https://pin.it/5HUyTzZ Не перебарщивайте с описанием мимики и жестов: книжные персонажи, как и актёры, могут переигрывать
Источник: https://pin.it/5HUyTzZ Не перебарщивайте с описанием мимики и жестов: книжные персонажи, как и актёры, могут переигрывать

Но не переборщите, чтобы ваши персонажи не гримасничали непрерывно, как мартышки. Чтобы диалоги выглядели естественно, можете потренироваться описывать (можно мысленно) разговоры людей вокруг или персонажей фильмов/ сериалов. Поговорите с голосами в голове, в конце концов. Из книг, которые я прочитал недавно, лучшие диалоги были в серии книг "Ведьмак" А. Сапковского. Как раз тот случай, когда между строк говорится даже больше, чем в самой прямой речи – главное внимательно наблюдать за персонажем!

Это конец статьи, но не конец информации о диалогах! В следующий раз я приведу большую подборку глаголов, которыми можно заменить надоевшие "сказалы", а также расскажу, когда в диалогах используются кавычки, как говорить о прошлом и даже... Передать на письме телепатию. Так что подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.