Приветствую, с вами Валентин Беляков, фантаст, любящий фантастику. И сегодня мы поговорим о диалогах: как сделать их более функциональными и живыми.
Возможно ли написать книгу вовсе без диалогов? Разумеется. Тем не менее, диалоги и полилоги (когда в разговоре участвует более двух лиц) присутствуют в большинстве книг. Для чего они могут понадобиться?
1) Раскрытие образов персонажей. Посредством слов выражаются их мнения, мировоззрение. Многое можно понять по стилю речи.
2) Отношения между персонажами. Здесь всё понятно: герои могут ругаться или признаваться друг другу в любви, могут говорить любезности, в которых скрыты подколы... Масса возможностей!
3) Один из двигателей сюжета. Один разговор может изменить все дальнейшие поступки персонажа!
4) Подача информации о мире. О мире может рассказать и сам автор, но почему бы не вложить важные сведения в уста персонажей? Пусть один герой (с которым идентифицирует себя читатель) что-нибудь спросит, а другой объяснит. Тогда у читателя создастся ощущение, что он сам что-то спросил и получил ответ, и вовлечённость в книгу повысится.
Как оформляются диалоги на письме?
Если у вас есть разговор, происходящий в реальном времени, используйте тире перед репликами, начиная каждую реплику с красной строки. Желательно также писать реплику с отступом. В конце прямой речи ставится завершающий знак препинания: вопросительный, восклицательный или запятая (ни в коем случае не точка, если дальше идут слова автора!). После непосредственно прямой речи поставьте поясняющие слова (кто это сказал? Как?), которые независимо от знака препинания до них пишутся с маленькой буквы. Пример:
– Привет! – радостно окликнул я.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь, – холодно ответил рептилоид.
Если вы хотите после авторских слов продолжить прямую речь, поставьте запятую и снова тире. Если же вы использовали новый глагол, ставится двоеточие, а потом всё равно тире. Поясню на том же примере:
1) – Ну здравствуй, коли не шутишь, – холодно ответил рептилоид, – а всё-таки я не очень хочу с тобой болтать.
2) – Ну здравствуй, коли не шутишь, – холодно ответил рептилоид и добавил: – а всё-таки я не очень хочу с тобой болтать.
Если же в конце прямой речи был вопросительный/восклицательный знак, то после авторских слов ставится точка, и дальше прямая речь идёт с большой буквы.
– Так грубо! – расстроился я. – Хотя чего ещё ждать от холоднокровного.
Лучше начать новую реплику, а не продолжать предыдущую, если у вы используете много авторских слов (несколько предложений).
В диалогах, как и вообще в художественном тексте, важно разнообразие. Разнообразить можно сами глаголы, обозначающие речь, а также то, как вы называете героев. Только, пожалуйста, называйте героев осмысленно, а не "блондинка" или "брюнет", как делают в фанфиках третьего сорта. Ведь Ваши герои – не картонки, и я уверен, что они отличаются друг от друга не только цветом волос! Итак, посмотрите как заиграет диалог, если применить все эти приёмы:
:(
– Привет, – сказал Джон.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь, – сказал рептилоид, – только я не очень-то хочу с тобой болтать.
– Это из-за корабля? – сказал Джон.
– А ты догадливый, – сказал рептилоид.
– Подумаешь, небольшая вмятина! – сказал Джон, – Я вообще-то впервые в жизни сажал космический корабль.
✓
– Привет, – беззаботно окликнул Джон.
– Ну, здравствуй, коли не шутишь, – холодно отозвался рептилоид, – только я не очень-то хочу с тобой болтать.
– Это из-за корабля? – смущённо спросил парень.
– А ты догадливый, – фыркнул Сварли, недовольно постукивая хвостом.
– Подумаешь, небольшая вмятина! – воскликнул сконфуженный мичман и добавил, оправдываясь: – Я вообще-то впервые в жизни сажал космический корабль.
Однако не стоит забывать, что краткость сестра таланта. Некоторые писатели вообще предпочитают использовать только "сказал–спросил–ответил", чтобы не отвлекать внимание от информации, содержащейся в диалоге.
Кстати, вы заметили ещё один приём? В авторские слова после реплики я добавил также действия персонажа. Ведь диалог происходит не в отрыве от реальности! Нередко мы видим в книгах (и даже мультфильмах и аниме), как все герои замирают, останавливается сцена, звёзды и планеты прекращают своё движение и начинается "диалог в вакууме", когда движутся только губы героев. Даже выражение лиц не меняется! А между тем в жизни мы вполне можем совмещать речь с другими действиями: мама способна ругать вас, готовя при этом обед, Вы можете болтать с другом по телефону, сидя в туалете, и так далее.
Не забывайте о языке тела. Сам Стивен Кинг, великий и ужасный, (и, думаю, много кто до него) призывал показывать, а не рассказывать. Зачем говорить, что Джон был смущён и испытывал неловкость, если можно описать, как он краснел, грыз ногти, отводил взгляд и прятал руки в карманы. А рептилоид Сварли постукивал по полу хвостом, как обиженный кот, и то и дело облизывал безгубый рот раздвоенным языком... В общем, вы понимаете, что я имею в виду. Характерные движения и изменения выражения лица героев (хмурятся/поднимают бровь/надувают губы/закусывают губы/стискивают зубы) также вызывают у читателя эмпатию, если он ассоциирует героя с собой.
Но не переборщите, чтобы ваши персонажи не гримасничали непрерывно, как мартышки. Чтобы диалоги выглядели естественно, можете потренироваться описывать (можно мысленно) разговоры людей вокруг или персонажей фильмов/ сериалов. Поговорите с голосами в голове, в конце концов. Из книг, которые я прочитал недавно, лучшие диалоги были в серии книг "Ведьмак" А. Сапковского. Как раз тот случай, когда между строк говорится даже больше, чем в самой прямой речи – главное внимательно наблюдать за персонажем!
Это конец статьи, но не конец информации о диалогах! В следующий раз я приведу большую подборку глаголов, которыми можно заменить надоевшие "сказалы", а также расскажу, когда в диалогах используются кавычки, как говорить о прошлом и даже... Передать на письме телепатию. Так что подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.