Найти тему

Как я общаюсь с аутичной дочерью. Тонкости жизни с особым взрослым ребенком

Эту картинку выбирала и обрабатывала Ника. Мы с ней - как две разные Вселенные.
Эту картинку выбирала и обрабатывала Ника. Мы с ней - как две разные Вселенные.

Я прочитала, что вы хотите знать, как у нас с Никой происходит общение. Решила об этом написать. Мой опыт может быть не релевалентным в отношениях других мам с аутичными детьми, ведь каждый такой человек – уникален по-своему, нет двух абсолютно одинаковых проявлений, разве что общие черты.

Сразу о плюсах – Ника совсем не агрессивная. Никогда такой не была. И не капризная. Она может плакать, если ей страшно, ее не понимают, или плохо себя чувствует. В основном она уходит в себя и как будто присутствует только физически, а разум ее парит где-то в неизвестном, недоступном нам месте. Поэтому она безопасная для всех окружающих, никому не причинит плохого и не испугает своим поведением. Плачет она тоже тихо, сжимаясь в комочек.

Но даже такое ее поведение вызывает у меня непонимание и страх. Она как будто сама по себе, не здесь, и не где-то, а как будто застряла посередине. Вроде смотрит, реагирует, даже отвечает, а глаза пустые, не совсем осознает, что вообще происходит.

Она делает вещи и ведет себя с позиции обычного человека странно. Может остановиться и смотреть в одну точку. Часами рассматривать травинки, раскладывать разные предметы. С упоением убирается, шьет, готовит, и кстати, делает это очень хорошо. Куда лучше она общается с животными, чем с людьми.

Может показаться, что она – отстраненная, эгоистичная, ничем не интересующаяся. На самом же деле она сама инициирует общение, когда есть такая потребность.

И мне в чем повезло с формой Аспергера у дочери (если это можно назвать везением), она сама проявляет инициативу взаимодействовать с окружающим миром, хотя многое ей непонятно, и, я понимаю, не дано осознать, у нее свои нормы и критерии.

Общаюсь я с ней, когда у нее есть такая потребность. Она смотрит на меня и мнется на месте, значит, инициирует разговор. Мягко спрашиваю: Ника, что?

Когда ее состояние было хуже. Я начинала общение с того, что принимала ее правила. Раскладывала вещи, рассматривала травинки, и начинала говорить. Что я вижу. Она включалась и с интересом слушала, задавала вопросы. А так, она все понимает, это идеальный исполнитель, что ей скажешь, то и сделает. Важно только говорить спокойно, с улыбкой, повышенные тона она не переносит.

Все чаще Ника сама задает вопросы, пробует прикасаться ко мне и даже стала ложиться ко мне на колени, чтобы я перебирала ее волосы. Тогда могу задать вопрос, что ее волнует, о чем она думает, что видит. Или Ника начинает диалог сама. Говорит она совершенно складно и нормально, голос ее приятный, только вот ее речь больше на робота похожа. Хотя я знаю, что она может испытывать куда большую гамму эмоций, хотя это проявляется иначе.

Она сама выбрала меня своим проводником в «правильном мире», как она говорит, и беспрекословно слушает. Я боюсь, что она может так слушаться всех людей, но Ника склонна к анализу и сопоставлению слов и каких-то проявлений, что она видит одной ей доступным образом.

Он – как послушная кукла с любознательностью трехлетки, только вот смысл сказанного она может запомнить, но не осознать, анализ и принятие правил жизни в обществе ей неведомы. При этом, у нее высокий интеллект, хорошая обучаемость, но она остается как будто в своем коконе, или, находясь здесь, находится еще одновременно где-то.

Как с ней жить?

Очень даже комфортно. Она полностью компенсирована, склонна ухаживать за жильем и к домашним делам. Она беспрекословно принимает правила игры, и ей важно, чтобы человек ее не то, чтобы понимал, даже я никогда этого не пойму, как она мыслит, а принимал.

Вместе нам хорошо. Важно только прислушаться друг к другу и довериться друг другу. И эмоции, для Ники это важней, чем слова, у нее развита эмпатия, только анализировать, что чувствовать, она не может. И найти общий язык с окружающими ей практически невозможно, хотя поверхностно, практически не общаясь вербально, дочь создает положительное впечатление.

Вот так мы живем, общаемся.

Аутичные люди – они очень разные, и к каждому нужен свой подход. Единственный универсальный ключик, насколько я поняла, это любовь.