Может ли современный лайнер попасть в ситуацию, когда у него элементарно закончится топливо в баках? И могут ли пилоты предотвратить это, находясь уже в полете?
Прежде всего нужно отметить, что число случаев, когда у коммерческого авиалайнера заканчивается топливо, в наши дни невероятно мало.
Дело в том, что авиация — одна из лучших отраслей в мире, которая учится на собственных ошибках и делает все возможное, чтобы предотвратить их повторение.
Буквально считанное количество инцидентов за все годы позволили извлечь уроки и сделать соответствующие выводы.
До вылета
Прежде чем отправить самолет с экипажем в рейс, отдел планирования в операционном центре авиакомпании создает подробный план полета, уникальный для каждого рейса. Он обязательно учитывает атмосферные условия, трафик и ограничения воздушного пространства, эксплуатационные характеристики воздушных судов.
Исходя из всего этого создается наиболее экономичный маршрут для данного рейса на указанную дату.
Кстати, если вы регулярно летаете между двумя городами, наверняка замечали, что самолет летит не по одной и той же линии.
После того, как маршрут готов, рассчитывается топливо, необходимое, чтобы добраться из точки А в точку Б.
Это в свою очередь зависит от веса самолета, планируемых крейсерских высот, скорости ветра и температуры воздуха за бортом.
Кстати, чтобы сэкономить миллионы на топливе, авиакомпании придумали летать медленнее! Добавляя буквально несколько минут к полету, средний перевозчик может сэкономить почти 50 миллионов долларов в год.
Boeing 787 Dreamliner использует примерно пять тонн топлива на каждый час полета. Если время полета составит 10 часов, то нам понадобится около 50 тонн топлива.
Последняя проверка: достаточно ли топлива, указанного в документах, для завершения полета, проводится экипажем с помощью компьютера.
Проверка топлива в полете
Обычно тяжелому Боингу 787 Dreamliner требуется около 30 минут, чтобы подняться на крейсерскую высоту.
После набора высоты один из пилотов обязательно проверяет уровень топлива в баках и сравнивает фактические цифры с прогнозом.
Затем проверка топлива и оставшегося времени выполняется каждые 30 минут на протяжении всего полета. Внимательно следя за топливом, экипаж может определить, расходуется ли оно его быстрее, чем ожидалось. Если так, то нужно выяснить, почему.
Довольно часто это происходит из-за сильного встречного ветра или из-за того, что диспетчер на земле удерживает самолет на высоте ниже оптимальной. Это довольно обычные случаи, и всегда есть дополнительный запас топлива на случай непредвиденных обстоятельств.
Но бывают и неожиданности вроде утечки керосина. Существует даже регламент, которому пилоты должны следовать, чтобы убедиться, действительно ли произошла утечка.
Устранение возможной утечки топлива
Проверки могут показать несоответствие между левым и правым топливными баками, либо в расчетном топливе по прибытии. Часто это имеет вполне объяснимую причину, например, один двигатель старше другого и поэтому расходует больше топлива в час.
В любом случае, задача экипажа понять, почему возникает несоответствие, и принять меры для обеспечения безопасности самолета и пассажиров. Это может закончиться даже вынужденной посадкой в ближайшем аэропорту.
Топливный дисбаланс
Если количество топлива у двух основных баков отличается , отображается предупреждающее сообщение о дисбалансе топлива.
Система балансировки перекачивает топливо из бака с большим количеством в бак с меньшим количеством. Однако, прежде чем отдать такую команду, необходимо убедиться, что дисбаланс не вызван утечкой топлива.
Иначе есть опасность перекачать весь оставшийся керосин в «дырявые» баки и выровнять таким образом на нуле.
Утечка топлива
Сначала нужно как можно быстрее установить, действительно ли есть утечка и откуда она: из баков или из двигателя.
Если утечка происходит из левого двигателя, то все оставшееся топливо в левом баке должно быть использовано для оставшегося правого двигателя.
Однако, если утечка происходит из бака, нужно готовиться к посадке. Ведь все топливо в конечном итоге будет потеряно, и нужно элементарно успеть до ближайшего аэродрома.
Итак, как только самолет поднимется в воздух, у него будет только ограниченное количество топлива. Для коммерческих авиалайнеров нет дозаправки в воздухе. Поэтому экипаж внимательно следит за расходом топлива и его остатком на протяжении всего полета.
Если появились какие-либо расхождения в уровнях топлива между баками, либо с расчетным топливом по прибытии, необходимо действовать.
У пилотов есть примета:
при диагностике проблемы лучше попытаться доказать, что у вас нет утечки топлива, нежели то, что она есть.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации