В самый разгар Второй мировой войны, когда страны антигитлеровской коалиции несли весьма серьезные потери на море от немецких подводных лодок, перед ними остро встал вопрос восполнения этих самых потерь. Ведь в то время, когда немцы топят британские и американские суда, где брать новые?
Построить — конечно же, это самый простой ответ на этот вопрос, однако осложнялся он нехваткой металла. В условиях войны, когда сталь, пожалуй, ценится дороже золота, постоянно отправлять её на дно, союзники себе позволить не могли.
Но корабли строить было нужно.
Нужно как для ведения боевых действий непосредственно на море, так и для базирования на них военных самолетов, которые могли бы обеспечивать прикрытие конвоям.
Ведь автономность авиации тех лет, сильно уступала современной. Иными словами, самолеты не могли отлетать от аэродромов базирования на достаточно дальнее, для осуществления задач по охране конвоев, расстояние.
Изменить ситуацию могли авианосцы.
Но их строительство упиралось все в ту же нехватку металла. Да и мало кому в больших кабинетах, хотелось тратить драгоценный металл в таких количествах, на постройку судна, которое с большой долей вероятности, тоже отправится на дно.
Одним из возможных вариантов, в 1942 году, как говорят рассматривалось использование айсбергов. Предлагалось спиливать у них верхушку, а на образовавшейся плоской поверхности, обустраивать взлетно-посадочную полосу.
Кстати, несмотря на кажущуюся хрупкость, такие аэродромы из льда, представлялись более надежными, нежели металлические авианосцы. Ведь как известно, айсберг обладает куда большей живучестью. Даже при встрече корабля и айсберга, как мы помним хотя бы по Титанику, побеждает обычно, айсберг.
Однако у этой идеи были и значительные недостатки. Например, айсберг дрейфует туда, куда ему хочется, и заставить его в определенный момент времени находиться именно там, где это нужно командованию, весьма проблематично. Поэтому данная идея не нашла широкой поддержки у военных.
Но тут, как черт из Табакерки, выскочил британский ученый Джеффри Пайк. В интернете можно найти информацию, что Пайк был чуть ли не пациентом психушки, что видимо пишут скорее для того, чтобы сделать историю еще более удивительной.
На самом деле, Джеффри Пайк являлся сотрудником штаба объединенных операций. Он предложил строить корабли из ледяных блоков. Чтобы корабль не растаял, он должен был оснащаться несколькими охладительными установками, с трубками, которые словно вены, опутывали бы весь корабль.
Да и лёд Пайк предложил необычный. Состоял лёд примерно на 85-86 процентов из воды, и на 14-15 процентов, из древесных опилок. Назвал этот материал, Пайк в честь себя любимого - пайкерит.
Впрочем, пайкерит действительно был значительно прочнее обычного льда.
Для того, чтобы оценить целесообразность массовой постройки ледяных кораблей, было принято решение, построить опытный образец в Канаде, на озере Патриция.
В качестве остова корабля, использовались деревянные балки. Корабль имел три холодильные установки, сеть трубок, а его прочность поддерживалась металлической арматурой.
Что характерно, строить корабль решили летом, дабы оценить возможность постройки и эксплуатации подобных судов, в летнее время года.
Удивительно, но опытное судно, пусть и не без проблем, но все же было построено. Однако к этому времени, в связи с появлением новых самолетов, имеющих увеличенный радиус действия, и внедрению в промышленности новых технологических процессов, позволивших снизить дефицит металла, от массовой постройки ледяных судов, было решено отказаться.
Проект оказался слишком сложным и трудозатратным, а его целесообразность, теперь уже вызывала споры.
Так, во Вторую мировую войну, ледяные корабли и не повоевали, а единственный построенный экземпляр, растаял где-то в Канаде.