Сегодня мы говорим о вакфах (awqaf) - наверное, основном институте вещного права, используемого в мусульманских странах. Вакф представляет собой особый правовой режим имущества (как движимого, так и недвижимого), при котором лицо - основатель вакфа (его ещё называют waqif) передаёт определенное имущество управляющему (mutawalli). Управляющий обязуется управлять данным имуществом в интересах лица, названного создателем вакфа (mustahiqeen).
Особенность здесь заключается в том, что цели, для которых имущество передаётся в управление, должны быть не запрещены законами Шариата (иными словами, не охватываться понятием «харам»). Фактически, речь идёт о передаче имущества мечетям, больницам, школам и иным социально-полезным учреждениям либо в интересах наследников завещателя, которые будут пользоваться имуществом в целях, которые он установил.
Надпись на стене Голубой мечети в Стамбуле (фото самой обложке публикации)
Как правило, именно такие цели описываются в трудах, посвящённых вакфам. Тем не менее (хотя мы не являемся специалистами в этой сфере), исламское право при наличии своих особенностей, позволяет заниматься бизнесом и финансированием, а, следовательно, и использовать вакфы в коммерческих целях. Например, передавать в управление ценные бумаги.
Правовую основу вакфов составляет исламское право, а именно, интерпретация отдельных положений Корана и Сунны. Поэтому особая роль в регулировании вакфов (впрочем как и иных институтов Исламского права) традиционно отводилась лицам, имеющим право толковать свящённое писание. По этой причине, в литературе утверждается, что вакфы (по аналогии, например, с институтами римского права) являются продуктом деятельности юристов. Тем не менее, в большинстве современных мусульманских стран, сегодня, принимаются специальные законодательные акты, которые содержат детальную регламентацию данных отношений.
Как правило, вакф устанавливается путём соответствующего заявления со стороны его основателя, в присутствии судьи (казия), который выдавал ему специальный учредительный документ, содержащий все существенные условия управления переданным имуществом. В отдельном случае, если речь идёт, например, о недвижимом имуществе, вакф подлежит регистрации в специальном реестре.
Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме
На переданное имущество как у бенефициара, так и управляющего, возникает соответствующий титул, который по своим функциональным особенностям похож на право собственности. Иными словами, это - некая расщепленная собственность. Однако в доктрине встречаются и противоположные взгляды, согласно которым такое имущество принадлежит Аллаху, а бенефициар и управляющий права собственности на него не имеют.
В любом случае, все эти признаки указывают на внешнее сходство вакфов и английских трастов. И на этом надо более подробно остановиться. Вакфы, в описанном виде, стали появляться в 7-8 веке нашей эры. Трасты, и здесь позиции в доктрине сильно не расходятся, представляют собой институт средневекового права, появившись сильно позже своих восточных «коллег». Поэтому, погрузившись глубже в проблематику, я встретил множество позиций, согласно которым трасты обязаны своим появлением именно вакфам.
Например, есть позиция, согласно которой англичане занесли к себе данный институт в ходе крестовых походов на Ближний Восток (а эта позиция, кстати, в своей идее совпадает с взглядом на происхождение трастов, высказанным Е.А. Сухановым). Другие говорят, что трасты появились благодаря взаимодействию христианских священников с представителями исламской веры, перенимая методы управления религиозным имуществом (напомним, в вакфы уже тогда активно передавалось имущество мечетей). Не знаю, правда это или нет, но такую интересную позицию на происхождение траста я увидел впервые. И, ещё раз повторюсь, в большинстве трудов, посвящённых вакфам, высказывается именно такая теория происхождения английских трастов.
Справедливости ради, несмотря на внешнее сходство, между ними имеется ряд существенных различий. Самые важные из них следующие:
Во-первых
, в трасте, как известно, существует два собственника - по Common law и по Equity. Эта особенность английского права, которая сразу же отметает любое вещное право-конкурент траста. В этом плане, вакф, конечно, тоже регулируется религиозными нормами и светским законодательством. Однако, титул, схожий с собственностью, принадлежащий управляющему и бенефициару, не подчинён двум разным правовым системам. Напротив, их положение единообразно регулируется как религиозными, так и светскими нормами.
Во-вторых, важным способом защиты интересов бенефициара в трасте является возможность преследования (истребования у любого лица, кроме добросовестного) имущества - tracing. Вакф такой возможности своему бенефициару не предоставляет.
В-третьих, вакфы (я почти уверен, но здесь возможны исключения) создаются бессрочно. Это - неотъемлемая особенность данного института. Трасты же вполне себе могут носить срочный характер.
В-четвёртых, трасты могут создаваться непосредственно судом (constructive trust) для защиты имущества, а также собственником для достижения какого-то разового результата (resulting trust). Вакф, будучи инструментом, составленным по нормам священного писания, может быть создан только собственником ( никаких судей). А цели его создания фундаментальны и долгосрочны и не сводятся к удовлетворению какой-то разовой потребности.
Как я уже говорил, вакфы составляют и, на протяжении долгих лет составляли, основу основ вещного права в мусульманских странах. На сегодняшний день, из обычного инструмента благотворительности, который создаётся порядочным мусульманином для помощи больницам, школам или своим родственникам, вакф может представлять собой инструмент государственной политики, который суверен успешно монополизирует. Например, в Кувейте, Египте, Судане, Катаре, Алжире, Саудовской Аравии и др. существуют специальные министерства, которые заведуют вопросами передачи имущества в вакфы. Фактически, данный институт используется современными государствами как инструмент государственного управления в области предоставления социальных и иных схожих с ними благ.
Здание такого министерства в Катаре
Вакфы продолжают развиваться и удовлетворять потребности современного бизнеса (напомню, несмотря на свою благотворительную природу). Во многих крупных западных юридических фирмах сегодня есть целые практики Islamic Finance, которые, среди прочего, оказывают услуги по сопровождению деятельность вакфов. В доктрине, сегодня, поднимается ряд проблем - как приспособить вакфы к современным реалиям? Насколько это соотносится с религиозным фундаментализмом? Некоторые даже предлагают применять технологии блокчейн при функционировании вакфов, но это уже совсем другая история…
Большинство статей автора здесь - https://t.me/ll_dictatorship (телеграмм канал - Право&Диктатура)