Найти в Дзене

Слабый довод. Чем плох новый фильм Кристофера Нолана.

ФОТО: imdb.com
ФОТО: imdb.com

В прокате - первый "пост-ковидный" блокбастер - долгожданный, не раз переносившийся фантастический боевик Кристофера Нолана "Довод". Чего же ждать от нового фильма культового постановщика, и почему зрители уходят с него озадаченными?

"Довод" (российским локализаторам для перевода названия Tenet удалось подобрать такое же слово-палиндром - то есть, читающееся одинаково как обычно, так и задом наперёд) начинается с эпизода террористического захвата Украинской оперы. После, по сюжету, на сцену выйдут секретные агенты ЦРУ, международные торговцы оружием, русские олигархи и прочее.

Всё это совсем не случайно напоминает Джеймса Бонда

- сам режиссёр (он, как и знаменитый агент МИ-6 - британец) признался, что на этот раз его целью было создание именно шпионского фильма - наподобие столь любимых им самим. Интересная задача, особенно учитывая, что раньше постановщик если и обращался к этому полу-забытому жанру, то лишь косвенно - десятилетие назад, в своём знаменитом "Начале". Да и там супер-шпионская форма незаметно растворялась в исключительно научно-фантастическом содержании.

ФОТО: imdb.com
ФОТО: imdb.com

В "Доводе" дело обстоит по-другому. Это - прямой наследник шпионских политических триллеров эпохи Холодной войны (тревожный звоночек, что такая тема вновь стала актуальной в широком кино). На это указывают десятки деталей, разбросанных на протяжении всего фильма, но, главная из них - смысловая и территориальная связь с Восточной Европой (европейцы, кстати, увидели фильм раньше американцев).

Впрочем, Холодная война в классическом понимании давно завершилась, поэтому место советских генералов и ядерных боеголовок в фильме заняли осевший в Лондоне русский олигарх (в его воспоминаниях будет даже своеобразный оммаж к Чернобылю) и устройство по обращению времени вспять, а вышеупомянутый захват и освобождение оперы сильно напоминают печально известный московский теракт на Дубровке 2002 года.

Такого от Нолана мы не ожидали.

ФОТО: reddit.com
ФОТО: reddit.com

Впрочем, на этом неожиданности (помимо звучащего на финальных титрах рэпа вместо привычного оркестрового надрыва) и заканчиваются. После экспериментального "Дюнкерка"

Нолан вернулся к привычному жанру "умной фантастики",

и "Довод" естественным образом продолжает линейку его классических работ. Так, в нем режиссер снова обращается к любимой теме - относительности времени. Именно с ней двадцать лет назад Нолан заявил о себе на весь мир в "Помни", и с тех пор данный лейтмотив верно служит режиссеру. Однако, если в его дебютном (на самом деле, нет) триллере время зацикливалось, в "Начале" - замедлялось, а в "Интерстелларе", наоборот - двигалось быстрее, то замысел "Довода", кажется, позволил Нолану воплотить давнюю мечту - повернуть его вспять (переход героя в измерение обратного течения времени, кстати, очень напоминают погружение в черную дыру в "Интерстелларе", или в пространство Лимба в "Начале").

Приметен и другой, уже более свежий рефрен творчества Нолана: герои "Довода", как и команда астронавтов в "Интерстелларе", и участники спасательного операции в "Дюнкерке", идут в конфронтацию не с прямой и явной угрозой, а с её отражениями. Именно в последних трех работах режиссера это ощущение грядущей катастрофы и попытки ее предотвратить играют лидирующую роль. Вспомним, что Купер в "Интерстелларе" покидает Землю, когда та еще худо-бедно приспособлена для жизни, отважные мужчины в "Дюнкерке" не попадают ни в одно по-настоящему масштабное сражение (а всячески пытаются спастись), а герой Дэвида Вашингтона в паре с Робертом Паттинсоном (надо сказать, будущий Бэтмен переигрывает исполнителя главной роли всухую) пытаются отвратить грядущий конец света, отнюдь не оказываясь в его эпицентре - ведь

настоящие супергерои не выигрывают войны, а предотвращают их.

ФОТО: comingsoon.it
ФОТО: comingsoon.it

О прошлых заслугах постановщика напоминает и эпизодическая роль "талисмана" Нолана - легендарного британского актера Майкла Кейна, без участия которого режиссер не сделал практически ни одного фильма. В остальном подбор актеров в "Доводе" характерен привычному подходу Нолана. В главной роли - ранее не сотрудничавший с режиссером Джон Дэвид Вашингтон, бывший профессиональный игрок в американский футбол и сын Дензела Вашингтона, имеющий все шансы больше не появиться ни в одном из последующих фильмов режиссера (из всех исполнителей главных ролей у Нолана повторно сотрудничал с ним один только Кристиан Бэйл).

На фоне остальных актеров (включая Элизабет Дебики, подозрительно напоминающую уже сотрудничавшую с режиссером Марион Котийяр и продолжающего небезуспешно покорять Голливуд Юрия Колокольникова) больше всего выделяется Кеннет Брана - английский актер, продюсер и режиссер, сыгравший второплановую роль в "Дюнкерке", здесь изображает того самого русского олигарха - ядовитого, жестокого, ревнивого и властного  мужика, создавая, пожалуй, лучший актерский перфоманс фильма, не особо тяготеющего к сильным актерским работам.

Даже удивительно, насколько убедительно Брана смог сыграть именно Русского диктатора и садиста

- его каменная сдержанность, в мгновение сменяющаяся огнедышащим бешенством, заставляет буквально вжаться в кресло от священного трепета.

ФОТО: imdb.com
ФОТО: imdb.com

Вообще же "Довод" оказался фильмом мультифункциональным, работающим одновременно по нескольким фронтам - то специально, то ненароком. Одна из таких функций, кажется - популяризация туризма в Эстонию.

Ярый кино-путешественник Нолан уже успел побывать на других планетах, а в Прибалтику заглянул только сейчас.

Эстонская политика облегчения налогового бремени кинематографистам сыграла Таллинну исключительно на руку (даже экранную Украину в фильме "сыграла" столица Эстонии) - город в кадре выглядит атмосферным и запоминающимся, герои катаются на столичных трамваях, а Роберт Паттинсон даже говорит несколько фраз на эстонском.

Еще одна функция "Довода" -

попытка воскресить жанр шпионского политического триллера

и отобрать монополию у поднадоевшего Бонда (черт знает, что будет происходить со знаменитой серией дальше). И кому этим заниматься, как не британцам в связке с деньгами американских студий-мейджоров? Впрочем, подход Нолана к любимому жанру оказался немного поверхностным - даже бесконечные путешествия по всему миру (Украина, Италия, Эстония, Индия, Америка, Лондон) оправданы не столько сюжетной необходимостью, сколько жанровой традиционностью.

Вторят "классическому Нолану" и остальные составные части фильма - выразительная камера Хойте Ван Хойтема, в масштабных эпизодах меняющего обычную плёночную Arriflex на массивный аппаратище формата IMAX (убедительно рекомендую смотреть фильм именно в этом виде), громогласные мелодии Людвига Йоранссона, в этот раз заменившего постоянного композитора Нолана Ханса Циммера (тот занят написанием музыки к "Дюне" Дени Вильнева), изобретательные эпизоды и идеи, идеи, идеи…

Кристофер Нолан с кинокамерой IMAX
ФОТО: imdb.com
Кристофер Нолан с кинокамерой IMAX ФОТО: imdb.com

Именно они как раз и не дают работе Нолана столь необходимой ей лёгкости (это проклятие, впрочем, преследует режиссера с самого начала карьеры). Авторские обращения к зрителю, проговариваемые в фильме вслух ("Не пытайся это понять", "Мы живём в сумрачном мире" и пр.) остаются не больше, чем обманкой рыночного наперсточника - никто, кроме самого Нолана, в этом сумрачном мире, разумеется, не живет - весь он создан искусственно и по прихоти одного человека - в точности, как Лимб из "Начала".

На все вопросы зрителя, благоразумно вложенные авторами в уста главного героя (кстати, персонажа Вашингтона по фильму так и зовут - The Protagonist, то есть "Главный герой") мы получаем либо беглые отговорки, либо неприкрытое игнорирование. Как результат - куча смущенных зрителей, всерьёз рассматривающих перспективу повторного просмотра с целью хоть в чем-нибудь разобраться. И если в этом и состояла "многоходовочка" продюсеров по привлечению аудитории на повторный поход в кино, то

сомнительная выходит политика - вызывать ажиотаж не выдающимся качеством, а путаным, невразумительным повествованием.

Нолан вообще каким-то удивительным образом превращает понятные по сути эпизоды и сюжетные повороты в нечто сумбурное, мельтешащее и неясное, что в итоге отрубает части зрителей хоть какую-либо связь с происходящим на экране. Помножим это на самую, пожалуй, неприятную характеристику фильмов Нолана - зашкаливающую претенциозность при полном отсутствии хоть какого-нибудь чувства юмора.

ФОТО: imdb.com
ФОТО: imdb.com

И ведь это еще не конец - в "Доводе" как-то особенно явно проявилась страсть Нолана к неестественному и пафосному "боевичному" трепу, неоправданному ни характерами персонажей, ни здравым смыслом. Излишняя неуклюжая болтовня, особенно в первой части фильма, вообще особенно удручает - неужели авторам не хватило 200 миллионов долларов бюджета, чтобы показать, а не рассказать все потенциально-зрелищные эпизоды?

Да и сам экшн, которым так славится Нолан, в "Доводе" не всегда срабатывает на ура - оказываясь то лихим и до жути изобретательным, то неубедительно нелепым и притянутым в повествование за уши, абы зрители не уснули от обилия болтовни. Ловишь себя на мысли - а хочет ли вообще Нолан снимать боевики, или жанровая обёртка просто позволяет ему разговаривать на по-настоящему интересующие его темы метафизики?

ФОТО: imdb.com
ФОТО: imdb.com

Впрочем, не одним боевиком, как жанром, сделал себе имя Нолан - каждый из его фильмов (возможно, за исключением зрелищного, но минималистичного и отстраненного "Дюнкерка") включал в себя пусть натянутую, но все-таки функционирующую драму. Складывается впечатление, что "Довод" оказался для Нолана первой серьезной неудачей на этом поприще: отношения героини Дебики с олигархом Браной больше напоминают русскую телевизионную мелодраму, пусть и с налетом актуального феминизма и истории триумфального освобождения от маскулинного рабства. Не совсем ясна здесь и мотивация самого олигарха, пускающегося в цитирование Островского.

Интересным в итоге кажется вот что: продюсеры ведь явно в курсе о смущенной реакции на "Довод" части публики.

Так не является ли решение студии выпустить фильм до возвращения к жизни полноценного кинопроката признаком неуверенности в собственном фильме?

Сборы сборами и критика критикой, но складывается впечатление, что руководители этого предприятия впредь будут внимательнее следить за тем, что воротит культовый режиссёр за их немалые финансовые вливания.