Найти в Дзене
Dmitry Zima

"Быстрее, больше, сильнее!" рекордные локомотивы СССР (часть I)

Во второй половине 20-го века в СССР выпускался локомотив, который стал самым массово производимым в мире. Какие ещё рекорды принадлежат отечественному локомотивостроению?
Оглавление

Советский союз был, без сомнения, могучим государством. Миллионы людей двигали вперед научный и технический прогресс. Дух захватывает от масштаба и количества строек, которые проходили во второй половине 20-го века.

Любавин Ю. М. "На стройке" 1970 г.
Любавин Ю. М. "На стройке" 1970 г.

Строились города, заводы, фабрики, электростанции, линии электропередач, а подпитывалось всё это бесчисленными потоками грузов по автомобильным и железнодорожным магистралям.

Уже много раз писалось, что бурное развитие страна началось сразу после войны. Не сбавляя темпа, рабочий народ после восстановления городов принялся осваивать доселе нетронутые уголки необъятной Родины.

Тепловоз ТЭ2 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Тепловоз ТЭ2 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Больше

Первым магистральным тепловозом, которым после войны начали заменять паровозы был двухсекционный ТЭ2. Но вскоре выяснилось, что его возможностей не хватает для всё увеличивающегося грузопотока и веса составов. И то неудивительно — всего по 1000 л.с. мощности на секцию.

Используя весь полученный опыт, советские конструкторы разработали более совершенный и мощный, в два раза сильнее предшественника, тепловоз ТЭ3.

Тепловоз ТЭ3 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо
Тепловоз ТЭ3 Источник фото: trainpix.org Автор: ЕвРо

Конструкция получилась настолько удачной и одновременно простой, что тепловоз выпускался 20 лет — с 1953 по 1973 год. Всего с учётом разных модификаций было выпущено 6812 тепловозов плюс одна секция. Если сцепить их все вместе, то получился бы поезд длиной более 230 км. А поскольку каждая секция ТЭ3 — это полноценный тепловоз, который мог работать, и часто работал в разделенном состоянии, то смело можно говорить о 13625!!! выпущенных тепловозах. Впечатляющая цифра, которая и по сей день является рекордной не только для нашей страны, но и мира в целом.


Помимо магистральных железных дорог работа кипела на станциях, подъездных путях и на дорогах крупных предприятий.

Маневровые работы  Источник фото: train-photo.ru Автор: totem
Маневровые работы Источник фото: train-photo.ru Автор: totem

"Рабочими лошадками" там трудились маневровые тепловозы, коих было большое разнообразие. Но самыми массовыми по количеству были две серии ТЭМ2 и ЧМЭ3.

ТЭМ2 производился в течение 40 лет с 1960 по 2000 год. Всего, с учетом модификаций и экспортных экземпляров было выпущено 8984 локомотивов. И это являет абсолютным мировым рекордом по количеству выпущенных маневровых тепловозов одной серии.

Тепловоз ТЭМ2 Источник фото: trainpix.org Автор: Эдвард
Тепловоз ТЭМ2 Источник фото: trainpix.org Автор: Эдвард

Тепловоз ЧМЭ3 производился в братской республике Чехословакия на ČKD Praha с 1963 по 1994 год. Всего было выпущено 7457 единиц, что является рекордом по количеству импортируемых локомотивов в нашу страну.

Тепловоз ЧМЭ3 Источник фото: trainpix.org Автор: Zverislav
Тепловоз ЧМЭ3 Источник фото: trainpix.org Автор: Zverislav

В советское время почти к каждой фабрике или крупному складу вели подъездные пути, по которым за день могли проследовать всего несколько вагонов. Поэтому применение на таких жд крупных маневровых локомотивов было нецелесообразно.

"ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ ЗАВОДА" Источник фото: train-photo.ru Автор: Островский Кирилл
"ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ ЗАВОДА" Источник фото: train-photo.ru Автор: Островский Кирилл

Для этих целей использовали промышленные маневровые тепловозы и мотовозы. И здесь тоже было множество локомотивов разных серий. Самым массовым промышленным тепловозом в нашей стране был ТГК2. Имея мощность дизеля всего 220-275 л.с. он оказался незаменимым для маневров небольших грузовых составов. Всего с 1960 года было выпущено более 9100 единиц.

Тепловоз ТГК2-1-9145 Источник фото: trainpix.org Автор: Denis Solovev
Тепловоз ТГК2-1-9145 Источник фото: trainpix.org Автор: Denis Solovev

Стоит также вспомнить и об электровозах, так как в стране было электрифицировано почти половина всех железных дорог.
Существуют линии с переменным и постоянным током, но именно для линий с переменным током локомотивов было выпущено больше всего.
Самым массовым отечественным электровозом в СССР был и до сих пор остаётся
ВЛ80. С 1961 по 1995 год на Новочеркасском электровозостроительном заводе было построено более 5000 электровозов серии ВЛ80 различных модификаций (более 10000 секций)

Электровоз ВЛ80С-002 Источник фото: trainpix.org Автор: Марс_102
Электровоз ВЛ80С-002 Источник фото: trainpix.org Автор: Марс_102

Продолжение следует...

Используемые источники информации:

Читайте также:

Пиво, вино, папиросы... Что еще можно было купить в советских торговых автоматах?
Китайские братья тепловоза ТЭ3
Американское сердце советских тепловозов (часть I)
Самые красивые локомотивы СССР
Проект "Пустельга" История тепловоза HS4000
Электричество в России до Революции
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." История тепловоза М62