Найти в Дзене
Знай наших

Как сегодня думает и относится к России Украинская молодежь. Интервью, призванное переосмыслить многое

Я: Владислав, привет! Расскажи немного о себе, чтобы подписчики понимали с кем имеют дело. 

Владислав: Закончил университет им. Ярослава Мудрого - один из лучших юридических факультетов в Украине. Он прославился со времён СССР. Возможно, ты слышал о нем. Живу в Харькове. Успел поработать в инхаузе и помощником адвоката. В общем, есть что рассказать. 

Я: Ты сейчас в магистратуре. Как у вас учеба проходит там? 

Владислав: В магистратуре у нас много направлений, в зависимости от факультета - международное, прокуратура, следственный. Учеба на факультетах у нас не особо отличается, есть небольшие различия в предметах. Диплом одинаковый. Дополнительные предметы преподаются посредственно.

Я: А куда пойти можно после учебы? 

Владислав: Университет трудоустройством не занимается. Можешь получить стаж и пойти на конкурс, чтобы поучаствовать в отборе на судью. Можешь в юрфирму или прокуратуру. 

Я: А с юрфирмами как у вас? Много иностранных?  

Владислав: Они есть. Например, Baker McKenzie, Deloitte и тд. 

Я: Сложно у вас найти работу? И куда идут в основном? 

Владислав: Хм, у нас в основном идут на госслужбу. Работу в Киеве найти проще. А вот, например, в Харькове сложнее. Я вот, Харькове хотел на 3-м курсе пойти попрактиковаться. Обзвонил всех, отправлял резюме в кучу юридических фирм. Но в итоге не получилось. Только через знакомых потом устроился помощником адвоката. А в Киеве, например, выпускникам Киево-Могилянской академии и Университета им. Шевченко, у которых преподавание намного сильнее, студентам проще найти работу.

Я: А сколько платят на старте? 

Владислав: Ох, это больной вопрос. Платят столько, что ты на эти деньги точно не проживешь. Если в гривнах, в Харькове вот, например, максимум ты можешь надеяться на 8 тысяч, причём работать нужно не покладая рук (1 гривна на 29.07.2020 составляет 2,59 рубля). 

Я: А если в иностранной фирме типа Backer McKenzie? 

Владислав: Тысяч 12 где-то, но я не уверен. В топовой украинской фирме зарплата, во всяком случае, около 12 тысяч гривен. 

Я: А правда что у вас сегодня большинство стремится уехать за рубеж? 

Владислав: Да. В основном, 30+ люди уезжают в Польшу работать на производстве и подобную этому работу. Молодёжь, во всяком случае, из моего круга общения, реже это делает. Подработать можно поехать легко. Заработаешь 2000 $ и назад, поскольку таких денег вряд ли заработаешь у нас. Есть у меня друг, который в Варшаве свою фирму открыл в сфере услуг и у него все в порядке. 

Я: А сколько стипендия у вас? 

Владислав: Обычная - 1200 гривен, а повышенная - около 2000 (примерно 5 т.р.)

Я: А на каком языке у вас ведут занятия? 

Владислав: На Украинском. Есть направления, на которых преподают на английском. На этом же языке учатся и иностранцы, приехавшие из пост-советских стран. 

Я: А есть пособия или учебники на русском? 

Владислав: Учебников совсем на русском нет. Если только в интернет заходишь. 

Я: А вот есть же множество хороших работ на русском. Например, написанные ещё в СССР пособия, типа Грибанова, Черепахина. Их тоже нет? 

Владислав: Не, я никогда не встречал вообще такого. 

Я: У вас в праве есть особенность - 2 кодекса. Хозяйственный и Гражданский. У нас вот, например, второго кодекса нет, но есть кафедра предпринимательского права. Можешь рассказать об этой ситуации у вас? 

Владислав: Вот мы учим на 2-3 курсе гражданское право. Потом на 4-м курсе у нас начинается хозяйственное. И преподаватель сам говорит, что у нас война идёт с кафедрой ГП, хотя кафедра очень сильная. Есть у нас те, кто говорят - ну зачем нам эти два кодекса, которые регулируют один и тот же предмет. Есть те, кто наоборот отстаивает позицию, что без него никуда нельзя. Но в целом, я тут недавно смотрел вебинар, у нас в который хотят убрать Хозяйственный кодекс и оставить только гражданский. 

Я: То есть эксперимент не удался? 

Владислав: Типа того, наверное, да. 

Я: Какие аргументы за это приводят? 

Владислав: Да кто его знает. Я работал с обоими кодексами. Особых коллизий не замечал. Они регулируют одинаковые правоотношения и, в целом, наверное, необходимость во втором отсутствует. Хотя все эти дискуссии в основном между учеными. На практике ты приходишь - тебе говорят вот ГК, вот Хозяйственный кодекс и решай вопросы, и ты особо не думаешь какой здесь смысл. 

Я: Что у вас в Украине делают, чтобы создать независимый суд. Тут я слышал недавно, что Саакашвили взялся за судебную реформу? 

Владислав: Да, у Саакашвили тут недавно была презентация реформы, в которой была целая куча косяков. Он говорит, что нам нужно убрать систему административных судов и сделать Высший административный суд, хотя он итак у нас есть в составе Кассационного суда. Для понимания - у нас есть система хозяйственных судов, административных, антикоррупционный и скоро будут суды по вопросам интеллектуальной собственности. 

В целом, у нас все хуже и хуже. Вроде, есть прогресс, что большинство людей говорят, что не надо заносить деньги судьям. И решения качественные. Но есть города, где в штате всего лишь один судья. В общем, у нас дефицит судей. Дела у нас рассматриваются долго. Практика с высшими судами может расходиться. 

Я: А против государства можно легко судиться и выиграть? Предвзятость есть? 

Владислав: Насколько мне известно, если у тебя хорошая позиция, то все шансы выиграть госорган в суде у тебя есть. Удовлетворённых исков против госорганов у нас очень много. 

Я: А люстрация у вас работает? 

Владислав: Я не скажу, что она помогает. У нас особо ее продавливали, когда была политика «Вира, мова…» ну и тд. Ещё пример - был у нас глава офиса Зеленского - Андрей Богдан. Он должен был под люстрацию попасть. Но ничего, работал и все в порядке было. У нас скорее меняется власть и под люстрацию подгоняются свои политические интересы, вот и все. 

Я: Давай теперь поменьше за право и побольше за жизнь. Что у вас о России говорит молодежь лет 20-25? 

Владислав: Тут много факторов. Зависит от региона. После революции на Донбассе началась война. Ребята с Донецка и Луганска, переехавшие в другие города Украины, к русским относятся хорошо. Другие хуже. 

В целом, президент Путин для большинства молодежи это враг. Но я считаю, что из-за президента относиться ко всему народу плохо недопустимо. 

Я: А ты как считаешь? Россия оккупировала Крым или у нас были основания так сделать? 

Владислав: Смотри, я вообще считаю, что Крым татарский, ни украинский, ни российский. За такую позицию меня СБУ наказать может, конечно. Безусловно, я считаю, что это была незаконная аннексия, но аннексия очень красивая, без единого выстрела и настолько такая быстрая. А Украина Крым откровенно сдала. Хотя, конечно, ваш президент тоже приложил к захвату усилия. Но, в целом, мне от этого Крыма ни жарко, ни холодно. 

Я: А почему обычный украинец считает такие действия России преступлением? 

Владислав: Да мне кажется, что обычный украинец вообще никак этого не ощущает. Нам постоянно из телевизора говорят, конечно, что Россия - оккупант, все проблемы из-за России. А как по-другому? Никого не волнует, что мы за 5 лет сами экономику так и не построили. Поэтому если кто-то и есть, то он ретранслирует то, что ему из телевизора навязывают. 

Тенденция, скорее, на негативное отношение к России. Но больше всего меня убивает, что такая позиция уничтожает любой плюрализм мнений. Кто-то послушает меня сейчас и скажет, что я предатель, враг и сепаратист. Это, кстати, метод политики нашего предыдущего президента Порошенко. Если ему кто-то или что-то не нравилось, то человека сразу обвиняли в пророссийских настроениях и клеймили потом за это. 

Я: А правда, что, несмотря на лозунги, большинство населения, если не брать госорганы и университеты, все равно разговаривает на русском языке? 

Владислав: Зависит от региона и социального положения человека. Закон приняли, я вот в магазин прихожу и со мной там тоже говорят на украинском - «Добрый день. Пакет потрибен?». Не все, конечно, но большинство говорят. С другой стороны, в Харькове, Днепропетровске большинство говорят на русском. А вот западнее, уже, даже в Киеве, идёт украинизация и все больше и больше людей уже говорят на украинском. 

Я: Короче говоря, в целом, тенденция у вас сегодня на украинизацию языка? 

Владислав: Маленькая-маленькая есть. Но в целом очень много людей русскоговорящих. Я вот вырос, живу и думаю на русском. У нас его сейчас не любят. Многие говорят, что это «мова оккупанта». Но мне безразлично, я считаю, что имею право общаться на родном языке. 

Я: А что для тебя означает Майдан, как для гражданина Украины? Вообще я слышал, что у украинцев дух протеста заложен в крови.

Владислав: Да, я тоже такое слышал. Когда это все происходило, все реально шли за идею и надежду. Но стало только хуже и это коснулось абсолютно всех. Хотя, действительно, в головах у нас всех отложилось, что власть не должна перегибать палку и ей следует уважать своих граждан. Поэтому, как у нас почувствуют несправедливость, сразу выходят на улицу и разгонять их никто не будет. Власть поэтому боится и палку реально не перегибает. 

Но к самому Майдану я отношусь неоднозначно. Экономика рухнула. Было мнение, что к революции приладили руку американцы. Знаешь, мне кажется, что-то в этих словах есть. Само собой, не полностью, но в какой-то степени она помогала. 

Я: А за что боролись там?

Владислав: За свободу и уважение к людям, а также против беззакония, от которого люди очень устали. Получили правда в итоге шило на мыло. 

Я: А Зеленский это что-то новое для Украины? 

Владислав: У народа есть твёрдое ощущение, что это первый честный президент Украины. У него команда, к сожалению, не особо профессиональная. Но люди ощущают в нем справедливость, которой многим не хватало. На него мы возлагаем огромные надежды, которые сейчас постепенно угасают, но в целом он хороший человек, это правда. 

Я: Да, мне кажется, в истории Украины это первый такой случай. Он очень необычный политик, конечно. 

Владислав: Именно, он ближе к людям. Но у нас многие, кто сторонники Порошенко, называют его клоуном. Другие говорят про то, что он про-российский капитулятор. Кстати, прикол расскажу тебе про митинги. 

Я жил в общежитии и намечался митинг в Киеве «Нi капитуляцii». Был у меня друг из общаги - Миша. Звоню ему спрашиваю - Ты где? И слышу фоном «Нi капитуляцii». Он говорит: «Я на митинге деньги зарабатываю. Перезвони позже». Я ему говорил, что ему стыдно должно быть, ведь мы же юристы и не так далеки от политики, что у нас должны быть свои принципы и убеждения. А он мне говорит, что ему все равно и нужны деньги. Но это ещё у них Советский Союз в голове, хотя они молодые. 

Я: Кстати, раз о Советском Союзе речь, как думаешь, что мы можем сделать, чтобы он поскорее уходил из ума людей? 

Владислав: Не знаю. Я думаю, что главное дать людям возможность удовлетворить потребности. Человек, пока голоден, не будет думать о чем-то великом. А у нас в Украине большинство людей обеднело. После того, как потребности удовлетворятся, нужно дать всеобщую свободу всему. Люди должны мыслить свободно. 

Я: К слову о свободе, есть мысль о том, что в Украине реально свободное общество, особенно что касается бизнеса. Куда палку не воткнешь, из неё вырастет дерево, потому что людей никто не трогает и не ограничивает. Правда ли это?

Владислав: Да, это правда. У меня есть знакомый парень, который жил со мной в общежитии. Так вот он начинал сдавать в аренду микронашуники (которые для сдачи сессии используют). Потом насобирал деньги и нашёл девушку, которая шьёт купальники. Вложился в неё. За лето он заработал 3 миллиона рублей на ваши деньги. В общем то, в большинстве своих аспектов жизни и я чувствую себя абсолютно свободным, помимо рассуждений о войне между нашими государствами. 

Я: А чувствуешь что страна в твоих руках? 

Владислав: Нет, конечно. Потребуется много времени, чтобы попасть туда, где у меня будет возможность что-то менять. У меня нет страха, что меня государство заглушит, нет. У нас другая проблема - это связи. Без связей в той же политике никуда попасть не сможешь. Хотя первое время после Майдана у нас имплементировали европейское законодательство, которое позволяло спокойно попасть на госслужбу на хорошую зарплату. Но лавочку эту прикрыли, опять связи нужны либо взятки. Не буду абсолютизировать, но это то, что я слышу от своих друзей. 

Я: Были ли у тебя знакомые, кто уходил воевать на Донбасс? 

Владислав: Нет, из моих знакомых никого не было. Вообще, люди, которые воюют в АТО - контингент очень специфический. Их можно понять, потому что после войны им трудно реабилитироваться. Очень много преступлений сейчас совершаются именно ими. Из-за войны на территории нашей страны находится много оружия и боеприпасов.

Я: А за что люди там бьются? 

Владислав: По-разному. В основном это идейные люди, которые пошли защищать свою страну. Есть и просто те, кто были неприкаянные и пошли по приколу. То есть, у каждого там свои цели. Но, возможно, другие люди тебе по-другому ответят на этот вопрос. 

Я: А как у вас относятся к Бандере? Если посмотреть российское тв, то можно подумать, что в Украине сейчас филиал современного Третьего Рейха. Так ли это? 

Владислав: Да нет, конечно (Смеётся). Моя семья, например, его вообще терпеть не может. Многие друзья аналогично. Большинство молодежи нейтрально к нему относятся, им вообще все равно кто он такой. Можно встретить тех (это с запада ребята), кто любит. Но имей в виду, его любят не как нациста, а как борца за независимость Украины от СССР. Нацисты там вообще второстепенную роль играют. Ведь ребята Бандеры убивали и украинцев, которые были на стороне СССР. 

Я: А в школах как? 

Владислав: Не, в школах все максимально аполитично. В ЗНО (Аналог российского ЕГЭ) встречаются пропагандистские вопросы. Там встретишь и про ЛГБТ, и про Россию. Но в самой школе политики нет. 

Я: У меня сложилось впечатление, что у вас страна вообще делится на 3 части. На востоке живут консервативные люди, по центру, умеренные и западнее люди менее консервативные. Как в такой стране относятся к ЛГБТ? 

Владислав: Да не, в целом везде нейтрально. Есть патриоты, которые топят за традиционные ценности, так они могут пойти влиться в митинг за однополые браки и набить там морду кому-то, но государство мешать ЛГБТ не будет никогда. Скорее даже наоборот, политики ловят на этом хайп и получают популярность за их поддержку. 

Я: Должна ли молодежь быть оппозиционна?

Владислав: Если власть делает все хорошо, то зачем же идти в оппозицию. Но другое дело, что молодежь и юристы вообще, как более критическая часть, должны под другим углом видеть всю общественную ситуацию.

Я: Мы близимся к завершению. Скажи, что ты можешь пожелать Российской молодежи, нашим с тобой ровесникам? 

Владислав: В ситуации со всей этой пропагандой, я желаю быть более гуманными. Мы все друзья и за врага я вот тебя, например, не считаю. Мы с тобой смотрим друга на друга и разницы не видим между собой никакой. Поэтому пусть у нас все будет мирно и не будет никакой войны. Даже больше скажу, вот все старшие сейчас повоюют, зароют и уйдут, а разгребать то все это нам, подрастающему поколению. И в любом случае удачи, счастья и здоровья, как говорится…

Я: То есть ты веришь, что на официальном уровне наши страны будут жить мирно? 

Владислав: Да, конечно. Нам вражда и война не нужны. 

Я: О чем ты мечтаешь? 

Владислав: Самореализоваться и иметь счастливую семью. И ещё хочу, чтобы этот мир стал нормальным, чтобы все могли свободно самовыражаться, как в Burning Man.

Я: Топ 3 российских блогера, которых ты смотришь? 

Владислав: Дудь - топ. У нас очень много народу его смотрят. Кроме того, the Люди и Оскара Хартманна когда-то смотрел. Люблю ваши комедийные шоу типа CommentOut, Что было дальше? и тд. 

Я: А из украинских что посоветуешь? 

Владислав: Очень люблю интервью, которые берет Дмитрий Гордон, проект Big Money (Евгений Черняк) и люблю автоблогеров. Особенно, там был парень, который любил подъезжать к полицейским и ставить их на место с точки зрения закона. Помню, Давидыч тоже так ваш делал, но не долго музыка играла его. 

Я: Твой любимый фильм? 

Владислав: Дуxless. Только первая часть. 

Я: У нас за последние 6 лет в плане культуры очень большой разрыв произошёл. Мы много раньше знали певцов украинских, смотрели кучу украинских фильмов. После 2014 года мы об этом знаем все меньше и меньше. Подскажи вот что из современного можно посмотреть и послушать? Чем можно заполнить этот пробел в 6 лет? 

Владислав: Самое интересное - Слуга народа. Кроме того, Сумасшедшая свадьба. Хотя там смысловой нагрузки мало, но очень крутой юмор. Из музыкантов - Monatik, KAZKA. У вас точно была популярная песня «Плакала», Ваня Дорн, Макс Барских. Но это и так вы знали. А из певцов - Алена Алена. Рэперша-феминистка. Очень крутая. 

Я: Как правильно «В» или «На Украине»? 

Владислав: Конечно, «В» Украине. 

Я: Что такое счастье?

Владислав: Для меня это - любовь, счастливая семья и реализация. 

Большинство статей автора здесь - https://t.me/ll_dictatorship (телеграмм канал - Право&Диктатура)