При рассмотрении нового альбома проекта Astarium следует учитывать один момент: назвать эту работу стопроцентно свежей нельзя, так как на ней представлены песни, написанные SiN-ом (помните такого, ага? - совсем недавно мы писали рецензию на его новенькое начинание Wendigo) в период с 2007 по 2017 год; записаны же они были с 2018 по 2019 год. Сам музыкант описывает их как примитивный симфонический блэк, что, скорее всего, объясняется тем, что многие из представленных на альбоме песен являются его ранними творениями, в то время как другие оказываются не вошедшими на другие пластинки начинаниями. Так что очень удивительно читать рецензии на "Hyperborea" от других интернет-изданий, где Astarium критикуют за отсутствие изобретательности и простоту звучания - как бы в этом-то и суть этой записи.
Если же начать разбираться, то по своему звучанию "Hyperborea" выдержана в том стиле, которого SiN придерживался практически всю свою карьеру - это достаточно жёсткий и тёмный блэк с большим количеством клавишных (от которых и происходит в данном контекст прилагательное "симфонический") и неплохими атмосферными эмбиент-вставками. Ключевым моментом здесь, конечно же, являются синтезаторы, которые часто перетягивают на себя внимание и фактически являются доминантным инструментом. Некоторых этот момент может смутить, но на самом деле именно этот аспект всегда выделял Astarium на фоне конкурентов. Ведь Black Metal не определяется исключительно электрогитарами - идея жанра заключается больше в атмосфере, манереподачи, темах, мелодике, вокале в конце концов. Тем более, что у меня есть предположение, что SiN-а вообще, в последнее время, гораздо больше интересуют атмосферные пассажи, а не жёсткий металлический напор - на это указывает как его же альбом "Fragments Of Nightmares", так и уже упомянутый нами проект Wendigo.
Конечно, сравнивать "Hyperborea" с другими альбомами проекта особого смысла нет: прошлые лонгплеи, такие как "Atenvx" и "Drum-Ghoul", конечно же, звучат гораздо более совершенно и законченно, но это объясняется уже упомянутыми выше моментами. Даже те же самые клавишные пассажи здесь звучат гораздо более прямолинейно и предсказуемо, но я готов признать, что в таком подходе есть свой шарм. "Hyperborea" звучит сыро, и от него буквально веет гаражными звучанием, - интересно представлять себе, как все эти инструментальные пассажи игрались и сводились воедино одним-единственным человеком. Однако, конечно же, если вы только-только начинаете знакомство с Astarium, то лучше припасти "Hyperborea" на потом - это больше альбом для поклонников, которые уже слушали все прошлые начинания SiN-а и знают, чего от него можно ожидать. Все остальные же могут составить неверное представление о его творчестве.
В любом случае послушать "Hyperborea" будет просто-напросто интересно - интригует, что эта запись позволяет слушателю проследить творческий путь новосибирского музыканта. Возможно было бы ещё интереснее, если бы каждый трек был снабжён каким-либо комментарием (то есть, в каком году он был написан, для какого альбома, под влиянием кого или чего он был сотворён), так что SiN-у есть у чём задуматься на будущее.