В прошлой статье я рассказала о том, как студенты творческого вуза ведут свои конспекты и обещала рассказать о разных способах конспектирования.
Итак, какие профессиональные техники ведения записей существуют? Как превратить конспектирование в лучший метод усвоения материала? Давайте посмотрим!
1. Метод Корнелла или «записи на полях»
Предварительно внизу листа проводится горизонтальная черта, под которой уместится 5-6 строк. Затем проводится вертикальная, разделяющая бумажное полотно на две колонки так, что правая колонка будет шире, чем левая, равная 6 см.
Главную информацию записываем в правое поле. Левое – заполняется сразу после лекции. В него вносятся пометки, замечания, важные даты, формулы, имена, вопросы и т.д. Последнее поле, содержащее краткий вывод, заполняется через сутки после лекции.
Возвращаясь к записям, студенты дополняют уже зафиксированную информацию. Но если к записям не возвращаться, силы такой конспект иметь не будет.
2. Метод Билла Гейтса или «записи в блокноте»
Об этом способе ведения записей впервые написал бизнесмен Роб Ховард в своём блоге.
На встрече создатель «Microsoft» делал записи не при помощи ноутбука, а блокнота с ручкой. Листы блокнота делились на ровные квадраты. В каждом Бил Гейтс делал пометки, записи определённой тематики и возникающие вопросы.
Этот способ отлично подойдёт, если преподаватель любит делать длинные лирические отступления и приводит яркие примеры.
Примеры, термины, ассоциативные ряды и т.д. легко вмещаются в квадраты, а записи не занимают много места. Но такой способ будет неудобен, если информации слишком много, и запомнить её на основе ассоциаций невозможно.
3. Метод ментальных карт или «Начни с середины»
Первичная информация заключается в круглую или квадратную рамку в центре листа – это главное информационное поле.
От рамки ведутся ответвления к другим фигурам. Побочные информационные поля содержат формулы, определения, ряды ассоциаций и краткие заметки.
Для использования данной техники, важно запастись разноцветными ручками и быть готовым к мозговой встряске, которая непременно произойдёт, но заставит под другим углом взглянуть на поставленную лектором проблему.
4. Метод красной строки или «нумерация предложений»
Такой способ подходит тем, кто не готов осваивать иностранные нововведения, но хочет, чтобы в записях была логика.
Метод заключается в нумерации предложений, каждое из которых начинается с новой строки. Желательно зафиксировать всё, что говорит преподаватель, чтобы готовиться к семинарам по его предмету было значительно проще.
Избавиться от многочисленных стрелок, скользящих по конспекту помогает нумерация, с помощью которой можно создать ссылку на то или иное предложение, написав: «(см. № 28)».
5. Метод течения или «минимум записей, больше мыслей»
Если лекция далеко не первая и писать много не возникает желания, попробуйте способ, при котором важно уловить смысл сказанного преподавателем и уложить главную мысль в одну фразу, а затем пустить комментарий по поводу услышанного.
Такой способ поможет лучше усвоить материал и в тоже время дать волю собственным идеям. Однако мысли, заключённые в данном течении, отличаются от сказанного на лекции. Поэтому, выбирая метод «минимум записей больше мыслей», важно запастись диктофоном, чтобы ничего не упустить, витая в собственных размышлениях.
Эти пять способов помогут сделать написание конспектов не нудным занятием, а развлечением. Они помогут развить память, научиться находить информацию самостоятельно, рассуждать, а главное не стоять на месте, а идти вперёд.
Понравилась статья? Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал.