Правда и вымысел о фильме С.Л. Бхансали Bajirao Mastani 2015
"Баджирао и Мастани" посвящён истории великой запретной любви маратхского пешвы Баджирао к принцессе-полукровке из Бунделькханда. Пешва – должность премьер-министра и одновременно полководца при дворе императора маратхов в 18 веке. Баджирао I - реальная политическая фигура в истории Махараштры. Фильм был очень успешен в прокате. Шёл в кинотеатрах более 100 дней. Завоевал множество престижных индийских кинематографических наград. Очень хорошо воспринят за рубежом: в Азии, Америке, Европе.
Скандальный брак Баджирао I с дочерью махараджи Бунделькханда от наложницы-персиянки послужил основой для множества легенд, пьес, романов, ТВ-сериалов и художественных фильмов на языке маратхи. И все эти многочисленные произведения никогда не вызывали протестов ни со стороны общественности, ни со стороны потомков пешвы. Зато их вызвал фильм Бхансали ещё за несколько месяцев до своей премьеры, да ещё и с последствиями в виде скандальной шумихи в СМИ и даже судебных заседаний. Правда, суд благоразумно поддержал права режиссёра на определённую творческую свободу.
Да, у главных героев фильма действительно есть реальные исторические прототипы. Но кино Бхансали не является не только документальным, но даже биографическим и историческим в строгом смысле слова. Оно снято по мотивам романа Н.С. Инамдара «Rau», переработанном при написании сценария в угоду, как сказано в самом фильме, кинематографической драматичности. В основу же самого романа, как и фильма положены не столько реальные факты жизни исторических личностей, сколько легенды и предания, коими они обросли за пару сотен лет после своего существования. Бхансали также делает специальную оговорку в начале фильма о том, что ряд событий и персонажей были вымышлены или заменены автором, а само кино не претендует на историческую достоверность.
Однако консервативные слои общества в Махараштре очень долго возмущались тем, что такие музыкальные композиции фильма, как Malhari и Pinga якобы оскорбляют их культурные ценности и традиции. Они заявляют, что премьер-министр империи маратхов не мог пускаться в пляс в силу своего высокого социального и политического статуса, а также что его первая супруга Кашибай отнюдь не была такой красавицей, как исполняющая её роль Приянка Чопра и вообще страдала тяжёлым артритом. А, следовательно, как смели создатели фильма изображать её легко передвигающейся и даже танцующей! Кроме того, знатные дамы из маратхских брахманов никогда не носили столь яркие и столь открытые сари и не выступали с представлениями при посторонних людях. Кстати, после просмотра фильма выяснилось, что танцевать Каши, конечно, танцует, но только не при посторонних, а исключительно среди своих неимоверно многочисленных домочадцев женского пола.
Однако, у Бхансали танец всегда был не просто музыкальным представлением и развлечением, но способом визуализации чувств героев, с одной стороны, и ёмкой, многогранной по смыслу метафорой (означающей победу, единение, чувство духовной близости, вспыхивающее любовное влечение и многое другое), с другой. Более того, при воссоздании интерьеров, быта, костюмов и образа жизни своих персонажей Бхансали консультировался с историком Нанадом Бандекаром. От него же он почерпнул сведения об исторической эпохе в целом и должности пешвы в частности. Но и это ещё не всё. О главных героинях: Мастани и Каши доподлинно известно только то, что они были младшей и старшей жёнами Баджирао соответственно. Всё остальное – это область домыслов, легенд, мифов и сказок, окутавших историю взаимоотношений реальных исторических личностей плотным и к настоящему времени ставшим почти совершенно непроницаемым туманом.
Главный источник сведений о том периоде истории – социально-экономические отчёты о доходах и убытках а также заметки о значимых сражениях. Поэтому о жизни Каши и Мастани практически ничего доподлинно неизвестно. Но кое-какие сведения имеются о социальном статусе Баджирао. Он происходил из касты брахманов и был родом из очень знатной ортодоксальной и имеющей политическое влияние индуисткой семьи. Его первая жена Каши была родом из очень богатой семьи брахманов Читпаван, служивших главным источником финансирования империи маратхов. И поскольку родственники не приняли отношения Баджирао и Мастани, это повлекло значительные негативные политические последствия для пешвы. Но, не взирая на это, он не покинул Мастани и старался её защищать.
К легендарным сведениям также относятся и рассказы о том, что и Баджирао был известен своей красотой, в не меньшей степени, чем Мастани. Говорят, что когда великий пешва приезжал в княжество Низам, то женщины осыпали его жемчугом, настолько он был хорош собой. Но некоторые люди склонны путать легенды с историческими фактами. И чем сильнее увлекает их легендарный рассказ, тем больше они верят в его подлинность.
(с) Падмини (Анна Воронова)