(Anatomia zla, 2015, Польша)
Было бы странно, кабы модный тренд выжигать на фильмах клеймо "Основано на реальных событиях" миновал поляков, чьё кино и по сей день считается в Европе далеко не последним. Правда, сюжет для этого режиссёр /сценарист /продюсер Яцек Бромский выбрал не скандально-политический и не военно-исторический, а чисто криминальный.
Такой, где лишь смартфоны, Интернет с YouTube да некоторое оружие говорят о том, что действие "Анатомии зла" происходит сегодня, а не в "лихие 90-е". Которые, в общем-то, и в нашенских краях, и в польском забугорье всё ещё отрыгаются, как видим.
С другой стороны, беря во внимание, что герой этой истории, 67-летний пан Болек Лёлик Люлек просидел в тюряге десяток лет, можно сказать, 90-е для него и не кончались. Хотя бурагозить освобождённый по УДО дедушка больше не собирался. Это до отсидки он был бандитским киллером, а теперь влез в шлёпанцы обычного пенсионера, живущего в своей "однушке" и даже с соседкой-скандалисткой не желающего ругаться.
Братва "на раЁне", которая ещё не забыла заслуги пана Люлека, отнеслась к его отставке с пониманием. Чего нельзя сказать о прокуроре Новаке, который когда-то упёк его за решётку.
- Хочешь сто тыщ баксов и новый паспорт? - спросил он, выловив дедушку на улице в одно погожее утро. - Их есть у меня, честное прокурорское слово!
- Не-а, не хочу, - отмахнулся пан Люлек. - У меня и без этого полный ништяк. Да и что скажет пани Агнешка из собеса, ежели я к ней с чужим паспортом приду?
- Ну тогда бери сидор и шкандыбай назад в тюрьму, - отрезал Новак. - Тут у нас с тобой ситуёвина "или - или", а не "хочу - не хочу". То есть или ты делаешь дело и гуляешь смело на юга с баблом под новой личиной, или...
- Ага, намёк понял! Кого и где идём мочить, пан прокурор?..
Прокурор Новак, впрочем, сослался на занятость и сам от участия в мокрухе откосил. Но обеспечил киллера-рецидивиста нужной информацией, пропусками и огнестрельным инвентарём.
Однако неожиданно в привычной для пана Люлека работе возникла загвоздка. И серьёзная, беря в расчёт важность грядущего мероприятия.
Так уж вышло, что пока неблагородный пан старел на зоне, его зрение, реакция и навыки тоже не молодели. И пусть яблочко на мишени он всё ещё мог разглядеть, все его пули как назло уходили в молоко. Которым при всём желании не будешь гордиться, если, конечно, ты не доярка, а снайпер.
И всё же выход из катастрофического положения у пана Люлека имелся. Не шибко надёжный, но попробовать стоило. Ведь был у него на примете один оболтус, бывший армейский снайпер. Который, теоретически, мог заменить старому мокрушнику дрожащие руки и подслеповатые глаза. Надо было лишь с парнем толково побеседовать и чем-то его мотивировать. А поскольку язык у пана, в отличие от зрения, был ещё остёр, вербовка напарника была для него практически решённым делом...
***
В общем, то, что кино, несмотря на "книжную" завязку, и правда экранизирует некий реальный случай, станет понятно по ходу просмотра. Потому что для художественной истории в "Анатомии зла" многовато деталей, которые явно не выдумали бы нарочно. Тогда как в реальной жизни подобная нелогичность и "недраматургичность" человеческого поведения часто имеет место; вон, даже целую премию Дарвина изобрели для самых вопиющих таких случаев.
Однако, в целом все эти сюжетные заносы не портят хорошую картину Яцека Бромского. И всякому любителю жёстких киллерских, а также снайперских триллеров будет нелишне к ней присмотреться.