Найти тему
Анастасия Кузьмина

Нейроны. Что заложено внутри нас.

Оглавление

@anastasia_inpsycho

Продолжаем разговор о нейропсихологии. В этой статье я бы хотела поговорить, что такое нейроны, как они формируются, и рассмотреть такое понятие, как специализация нейронов.
Надеюсь, что будет интересно и полезно, жду ваших комментариев и не забываем ставить лайки)

От структуры генома к нейронным специализациям 

Парадигма реактивности, которая нам говорит как появляется новый опыт, происходит научение, сформировалась по словам такого ученого, как Деннетт.  По логике такой парадигмы мозг рассматривается , как табула расса, среда – как инструмент, который прочерчивает на этой табула рассе трезеры памяти.  Те инструменты, которые диктует такая теория, где терминология отличается, а по интеллектуальному багажу не отличается, от теории, которую когда то давно  сформулировал Декарт.Люди, которые принадлежали к ативностной парадигме, как Берштейн, считают, что процесс запечатления не похож на такой вот процесс построения, который описан выше, как основы памяти , и говорят о том, что повторение не необходимо вообще для самого факта запоминания, и никто не нуждается в том, чтобы запомнить  то, что много  раз повторилось. И в настоящий момент имеется исследование о  том, как одиночное воздействие может определить обучение человека во всем времени наблюдения. И если это одиночное речевое воздействие, если оно правильно построено, может обеспечить увеличение успеваемости, и происходят замечательные перестройки поведения.Доказано, что однократное 30 минутное интервью, касающееся самооценки учащегося, значительно повышает академическую успеваемость.Что еще нужно , чтобы отказаться от Декартовкой теории о научении?  Большие научные деятели пишут, что нужно отказываться от классического представления об сенсорных, когнитивных, моторных функциях и что  не следует говорить  о действиях,и как они селектируются, и о роли этих самых селекций в действиях.   Это большой сдвиг в нейронауке.

Отказ от идей Декарта, новая теория селекции и специализации

Необходимость  отказаться от традиционных исследований  состоит в том, что структуры мозга обеспечивают сенсорны, когнитивные и моторные функции,  а не просто стимул- реакция и еще что то между ними. И накопленные в нейрофизиологии данные противоречат этим представлениям.Все структуры мозга обеспечивают актуализацию систем поведения, их селекцию и контроль реализации.Огромную роль в развитии альтернативы в инструктивных теориях сыграли ряд идей развитых во Французской науке, и такие ученые как  Дж.Эдельман и  по В.Б. Швырков.  Они сформулировали селективные теории научения. 

В этой теории научение- это селекция и специализация.Речь идет о том, что мозг это не табула раса, он не состоит из гомогенных элементов, у которых меняются синаптические веса и из за этого формируется память и научение. Мозг состоит из разных клеток. И то, что они разные определяется в период раннего онтогенеза и в последующем развитии. И среда и научение –это селекция  тех клеток, которые максимально могут обеспечить взаимодействие со средой.

Результатом этой селекции является специализация. То есть, клетки становятся специализированными, относительно достижения результата того акта, который нужен, чтобы обеспечить положительное взаимодействие со средой в новой ситуации. Они как бы становятся специалистами, профессионалами, если хотите, относительно  данного акта, это ведет к изменению функционирования и их морфологии. 

Это связанно  так же не только с тем, что используется те нейроны, которые есть, но и с тем, что используются вновь появившиеся нейроны. На протяжение всей жизни появляются нейроны  и они используются в новом научении. Так же полагается, что есть гибель нейронов, которая происходит в течение научения .Начинается процесс научения с процесса, который называется рассогласование и удивление. С этого начинается мудрость, познание.

Это рассогласование ведет к  активации ранних генов, поздних генов и  изменению морфологии клеток мозга.  В основе формирования этих специализаций лежит экспессия ранних генов, которая приводит к экспрессии поздних, а она к измнению той самой морфологии. И так по кругу.Структура памяти, которая формируется в результате  таких последовательных научений, новые системы не заменяются, а как бы наслаиваются на старые. И существенно, что  предыдущее поведение не растворяется, оно остается в нашей памяти, в качестве слоя, как возрастные  круги  у дереваРегистрация таких специализаций фиксируется  статистически достоверным увеличением частоты электрических  импульсов, генерируемых нейронами.

Чему научишь, такие специализации и получишь. (Аверкин, Созинов,Александров). То же делает и культура с людьми,  чему культура учит, такие специализации в голове и появляются. Таким образом, картина специализаций в нашей голове, это и будет содержание нашей культуры.Когда мы чему то учимся  в течении  жизни, мы меняем не только фунционирование мозга,но и его морфологию изменение этой  морфологии можно увидеть даже при макротестировании мозга.

Например, у тех, кто играет на музыкальных инструментах, увеличена проекция пальцев ,той руки ,которой он нажимает, в коре мозга. Тот гомункулус, который все привыкли видеть у учебниках, это на самом деле не проекция тела, как мы понимаем из учебника, а это проекция опыта владения этим телом. То есть если он будет играть левой рукой,то увидим  увеличенную левую руку и т.д

Так же можно заметить , что подобный долговременный эффект, в основе которого лежит экспрессия ранних генов, он имеет место при обучении в перинатальном периоде. Существуют шокирующие данные о том, что опыт, который мы приобрели в перинатальном периоде реализуется и в постнатальной жизни. Например, овладевание языками. Поведение новорожденного ребенка  при озвучивание родным и иностранным языков, разное, что нам и доказывает изложенное выше.Так же специализация нейронов формируется относительно систем направленных на достижение конкретных результатов, внешнего и внутреннего поведения.

Грубо говоря, если человек внешне совершает одно и то же поведение, но оно внутренне разное для достижения разных целей, то участвуют разные нейроны, таких данных много.  Такой опыт с кроликом, едой и алкоголем нам  это доказывает.Кролик был обучен добывать морковь нажатием на педаль, а после нажатия на педаль он получал уже не еду, а алкоголь.  Этот кролик алкоголезависимый , и с удовольствием жмет педаль для получения алкоголя. И  алкоголеспецифичный нейрон активируется тогда, когда кролик нажимает на педаль, чтобы добыть алкоголь, и не активируется, когда внешне абсолютно идентичное поведение совершается. Но для другого результата, чтобы получить морковку. Иначе говоря, 2 этих внешне одинаковых действия, совершаемых для разных целей, это разный состав клеток, хоть где то они и перекликаются. 

Так же вспомним, про точку  зрения Аристотеля, что существует практический опыт: материальные  телесные интересы и существует как, так называемое,  знание, которое существует для удовлетворения духовных интересов.   И такая точка зрения не проходит с теорий специализации нейронов. Нет знания, которое получено не для делания(Дьюи). Можно познавать и учится индивидуальным актом или кооперативным взаимодействием( Матурана). Что мне кажется по сути одно и то же.

Необратимость формирования специализаций.

Необратимость- это очень важная вещь в формировании специализаций.  Она означает постоянство таким системных специализаций, это тот механизм, который создает порядок. Существуют доказательные опыты на этот счет. Это нейроны, которые фиксировались у крыс учеными Томасом и Бестом, в течение 150 дней, они оставались одинаковыми при прохождении в рукаве лабиринта, несмотря на то, что крыса училась еще много чему еще разному. И работа по наблюдению нейронов у обезьян, которые фиксировались целый  год, и в течение года, они оставались специализированными  при взаимодействии с теми же объектами среды.

Но необратимость не значит неизменность, нейрон остается специализированным относительно данной системы, но она все время меняется ( аккомодационная ре-консолидация).  То есть, с нейронами происходит изменения не только тогда, когда они в первый раз специализируются  соответственно их родной системы, но и позднее , когда формируются другие системы, они тоже слегка меняются,  и этот процесс называется ре-консолидация.  Каждый новый кусок опыта, который мы приобрели ведет к тому, что тот опыт, который мы уже сформировали он реорганизуется. Таким образом мы реорганизуем опыт еще и  из за модификации того, что приобрели раньше.На этом все, надеюсь было интересно, и жду ваши комментарии и лайки.  В части 2 будет рассмотрен вопрос единства психического и физического в человеке. Актуальна ли такая тема?

Наука
7 млн интересуются