Какого цвета подснежники? Наверное, большинство пожмет плечами: как это какого? Конечно, белого или, в крайнем случае, молочного. Вот такие, как на картинке.
Но… Мне в январе исполнится 50, а я ни разу не видела наяву белых подснежников, разве что в фильме «Двенадцать месяцев»! Там, где прошло мое детство, подснежниками назывались совсем другие цветы, нежно фиолетовые, вот такие.
Я до сих пор не знаю, как они на самом деле называются, но до 10 лет я была уверена, что именно это – настоящие подснежники.
Мне было пять лет, когда в один из весенних дней мы с папой вернулись с прогулки, и принесли в подарок маме целую охапку этих цветов. Мама их взяла и вдруг заплакала. Я думала, это она от радости, но мама расстроенным голосом сказала:
- Наташа, никогда не рви подснежники. Это же такое чудо, на нашей скудной земле прорастают эти хрупкие цветочки, пробиваются сквозь снег, тянутся к солнцу… И вдруг их срывают, просто так, для чьего-то мимолетного удовольствия…
- Мама, но они же все равно скоро опадут!
- Ну и пусть, зато проживут столько, сколько им отмерено.
- Но мы хотели тебя порадовать! Так старались с папой!
- В следующий раз лучше возьмите меня с собой, я полюбуюсь подснежниками вместе с вами на полянке, и это будет самая большая радость…
Мама рассказала мне одну историю. В селе, где она выросла, жила большая дружная семья. Самым младшим ребенком была Нюра, слабенькая и болезненная девочка. Родилась она перед самой войной, поэтому страшное время пришлось на первые годы ее жизни. И холод, и голод, и постоянное отсутствие родителей, которые трудились на благо фронта. Когда ей было четыре, она совсем разболелась, постоянно температурила и звала маму. Но мама всегда была на работе, за девочкой приглядывали ее старшие братья. Один из них постоянно рассказывал, что скоро наступит весна, расцветут подснежники и Нюра тоже окрепнет и расцветет. Но девочка умерла, так и не дождавшись ни весны, ни мамы с работы. А когда на Индигирке тронулся лёд, на могиле девочки вдруг проросли подснежники. И мама мне сказала, что, срывая подснежники, стоит подумать о той несчастной девочке.
Конечно, для меня это была просто абстрактная девочка, больше меня тронули мамины слезы. В моей детской голове тогда отложились эти слова, с тех пор я не люблю сорванные или срезанные цветы, мои близкие об этом знают и никогда их не дарят.
Когда мне было 10 лет, мы переехали в областной центр. И там я вдруг узнала, что подснежники здесь совершенно другого цвета. Внешне похожи на те, фиолетовые, но… Они желтые! Вот такие.
Я долго не воспринимала желтые подснежники, но потом даже полюбила. В начале мая все окрестные сопки были усеяны этими желтыми цветочками, и на душе становилось так радостно.
Каждый год в мае мы обязательно делали вылазки на природу всем классом. У нас было «свое место», Табагинский мыс, недалеко от санатория «Ленские зори». Оттуда мы любовались любимым весенним зрелищем всех наших горожан, ледоходом на реке Лене. Вообще, это стоит увидеть хотя бы раз в жизни, иногда лед идет спокойно, плавно, иногда стоит страшный грохот, льдины наскакивают друг на друга. В ледоходе есть что-то первобытное, мощное, завораживающее…
Мне тогда исполнилось 15, мы впервые поехали на наше любимое место самостоятельно, без кого-либо из взрослых. Все вокруг было желтым от подснежников, воздух просто пьянил, и головы у всех кружились. Добравшись до нашего места, мы быстро соорудили лагерь, развели костер. Мальчишки нашли старые бревна, притащили их к самому краю, «чтобы можно было сесть и свесить ноги вниз». Берег там довольно крутой (хорошо, что не очень отвесный), высота приличная. И в голову ведь не приходило, что это опасно! Трое парней, Лёшка, Наиль и Коля, решили первыми опробовать импровизированный «диван». Они уселись, успели крикнуть что-то радостное и… на наших глазах земля начала осыпаться, и бревно упало вниз. У меня в глазах потемнело, как представила себе, что Коля разбился! Рядом завизжали подружка Наиля Оксана и моя Наташка, а оставшиеся мальчишки кинулись было к обрыву.
- Стойте! Вы сейчас все туда попадаете! – закричала Вика, самая разумная из нас.
Ребята притормозили, посовещались и быстро создали живую цепочку. Андрюшка, самый маленький и легкий из всех, подошел к краю и заглянул вниз:
- Все нормально! Никто не убился! – Андрюшка даже засмеялся, - Хорошо устроились! Сидят как попугаи на жердочке!
Бревно пролетело буквально полтора метра и плотно встало в расщелине. Ребята даже не успели сильно испугаться, хотя потом, много позже, Коля мне говорил, что успел попрощаться с жизнью. Я не стала смотрела вниз, слушала комментарии Андрюшки:
- Спускаются вниз! Правильно решили, здесь берег сыпется, не смогут забраться. Пройдут немного, там более пологое место! Эгегей! Вот это приключение!
Где-то минут через сорок или чуть больше прибежал бледный Наиль:
- Там… Там… Это… Подснежник! Девчонкам лучше не ходить!
- Какой еще подснежник? – возмутилась Вика, - Здесь везде подснежники!
- Там другой! – Наиль даже немного заикался, - Ты бы не спорила, Викуся, лучше уберите здесь всё! Я в санаторий, милицию вызывать!
- Какую милицию? – девочки загалдели, - А где ребята? Лешка, Колька?
- Они внизу, караулят. Никому туда не ходить, а то затопчете все следы! Давайте, - он посмотрел на нас и опять дал указание, - Идёте на автобус и дружно уезжаете домой. Димасик, ты ответственный!
Мы затихли. Недавнее веселье стихло, сменилось тревогой, которая передалась нам от перепуганного одноклассника. Довольно быстро все собрались, и были готовы тронуться в сторону автобуса. Я идти отказалась:
- Я не пойду! Я Кольку тут не оставлю!
- Наташка, не дури, поехали! – ребята окружили меня и орали, размахивая руками.
- Вы езжайте! Не надо нам всем оставаться! – Вика быстро взяла ситуацию в руки. Мы останемся, я, Наташка и… Оксан, ты как?
- Конечно я с вами! – Оксанка, не сомневаясь, встала рядом.
- И я! – моя Наташка с вызовом посмотрела на Вику, и та махнула рукой, мол, оставайся, куда ж без тебя.
- А все остальные без разговоров топают за Димасиком! В школе увидимся!
Ребята ушли, хотя по лицам мальчишек было видно, что они все не против остаться. Мы стали думать, что нам делать. Решили пойти по берегу, найти удобное место для спуска и найти Лешку и Кольку. Немного поплутав, мы очутились внизу и отыскали ребят. Коля на меня рассердился:
- Наиль не сказал уезжать? Зачем вы здесь?
- Я без тебя не поеду, вот еще! – я хотела было заплакать, но тут вмешалась Вика:
- Все, проехали. Остальные уже на пути к дому, так что давайте без ссор. Что тут у вас? Какой подснежник?
Коля кинул быстрый взгляд в сторону Лешки. И тут я увидела, что на бледно-желтом ковре из подснежников лежит что-то черное.
- Ой, Коля, это кто? – Наташка округлила и без того круглые глаза, - Негр?!
- Так, не смотрите туда! Это не для девчонок! – Лешка сурово посмотрел на нас, - Отойдите в сторону и сидите там, раз уж такие упрямые!
Потом приехала милиционеры, которым Наиль показал дорогу. Нас быстро опросили, убедились, что мы, девочки, вообще не видели найденное тело, и велели ехать домой.
…В тот день я узнала, что подснежники могут быть и черного цвета.