Предвыборный съезд Республиканской партии закрепил захват власти президентом-националистом и господство его идеологии. В рядах партии, основанной Авраамом Линкольном, больше нет ни дебатов, ни оппозиционеров – есть только вождь Дональд Трамп.
Кристоф Дерубэ
Трампизация Республиканской партии: предвыборный съезд закрепил курс на национал-либерализм. «Слоны» демонстрирует всё большее поправение – религиозный фундаментализм, антимигрантская риторика, требования ещё большей дерегуляции. Критики с тревогой говорят о становлении культа личности Дональда Трампа в «Великой старой партии».
Читайте больше: Проиграть выборы, но остаться президентом: у Трампа даже при неблагоприятных итогах голосования остаются юридические лазейки для того, чтобы продлить свои полномочия на ещё один срок. Об этом предупреждают специалисты по конституционному праву США. Главная из таких лазеек – введение «чрезвычайного положения» для объявления о фальсификациях выборов в ключевых штатах по сговору с Китаем.
«Республиканская партия перестала быть таковой – это культ Трампа». Беспощадная критика исходит не от оппозиционного демократа и не из колонки редактора так называемой «либеральной» газеты, которую Трамп так любит атаковать, а от публициста Билла Кристола, сына Ирвинга Кристола, считающегося основателем неоконсервативного движения. Это хлёсткая, но в то же время… неверная реплика. Если четыре дня работы предвыборного съезда республиканцев и привели окончательно к «культу Трампа», то всё-таки партия по-прежнему остаётся республиканской. «Консерваторы породили чудовище – Дональда Трампа. Это их Франкенштейн. Сначала они не отдавали себе отчёт в том, что он – продукт их среды. А потом сплотились вокруг него, потому что Трамп выиграл, – отмечает историк и директор по исследовательской работе в парижской Высшей школе социальных наук EHESS историк Ромен Юре. – Эта эволюция восходит к 1960-м годам, и она связана с захватом Республиканской партии Барри Голдуотером (Кандидат, потерпевший сокрушительное поражение на президентских выборах 1964 года. Тогда победу одержал Линдон Джонсон, считающийся отцом консервативной революции – прим ред.). Трамп – это самое экстремальное выражение и самое успешное воплощение чаяний правого крыла».
«Трампизация» Великой Старой Партии, как часто называют партию республиканцев, завершилась бравурными видео и пространными торжественными речами в пустом конференц-зале. Критическим голосам там было не место. Они были просто не нужны. «Публичная нелояльность по отношению к Трампу может обойтись вам дорого: вас могут забанить в Твиттере, поливать грязью в вашем избирательном округе, осыпать оскорблениями и т. д.», – говорит директор по исследовательской работе в Институте международных и стратегических отношений IRIS Мари-Сесиль Нав. Как известно, никто не позаботится о нас лучше, чем мы сами: на съезде выступила вся семья Трампа – от детей до супруги. «К тому же, партия не меняет политическую платформу (программу). Она такая же, какой была в 2016 году, что является скорее исключением, чем правилом. Это также свидетельствует о том, что партия сплотилась вокруг Трампа и отказалась от внутренних дебатов», – продолжает политолог.
Отказ от разработки обновлённой программы красноречиво свидетельствует о поглощении миллиардером старой партии. Хотя эта программа уже существует, но, по мнению бывшего советника Джорджа Буша Дэвида Фрума, порвавшего с Республиканской партией, «она ужасна, и поэтому её нельзя предавать огласке». Отбор ораторов и тем их выступлений, а также сама режиссура съезда, поместили проект Трампа между социальным дарвинизмом, национализмом, социальным и экологическим дерегулированием и осознанным политическим нативизмом (как написала в своём Твиттере депутат-социалист из Питтсбурга Саммер Ли, «Республиканская партия проводит встречу семейного клана»). «Это чистейший, ничем не ограниченный консерватизм», – резюмирует Ромен Юре. Так, например, вопреки всем традициям и, вероятно, с нарушением административных правил США, госсекретарь Майк Помпео вмешался в предвыборную кампанию, разместив записанное в Иерусалиме видео в поддержку Дональда Трампа. Это был более чем ясный сигнал, отправленный белым избирателям из числа евангелистов, являющихся ядерным электоратом Республиканской партии. «Единственная цель предвыборного съезда Дональда Трампа заключалась в том, чтобы поговорить со зрителями канала Fox News», – констатирует Дэвид Фрум. Наэлектризовать своих сторонников, раскалив их добела – тот же самый приём, что и в 2016 году. Получится ли на этот раз?