Сегодня Евгения Дмитриева – успешный руководитель, генеральный директор компании, уверенная в себе, энергичная и позитивная женщина. Однако еще несколько лет назад, в начале своего профессионального пути, она думала о том, насколько ей не хватает наставника. Именно поэтому сейчас она с удовольствием сама делится своим опытом и является активным участником-ментором в федеральной программе по поддержке женского предпринимательства. В рамках Women Influence Forum в Москве Евгения Дмитриева поделилась мыслями о том, какие качества необходимо развивать в себе современному руководителю.
На протяжении уже 10 лет Евгения Дмитриева возглавляет «Кемппи» – российское представительство финского производителя сварочного оборудования. За это время компания стала лидером своей отрасли в стране и увеличила объемы продаж в три раза.
Таких успехов стало возможно добиться благодаря лидерским качествам руководителя и слаженности команды. В 32 года Евгения заняла пост главы компании и с тех пор постоянно развивалась, совершенствуя профессиональные навыки и выстраивая все более эффективную коммуникацию с партнерами и сотрудниками.
Четыре главных качества лидера
Тема лидерства активно развивается во всем мире. Сегодня существует огромное количество книг и курсов, где эксперты и успешные руководители делятся полезной информацией, перечисляют те навыки, которые, по их мнению, необходимы человеку для развития в современной корпоративной среде.
Евгения Дмитриева поделилась тем списком лидерских качеств, которые были выявлены в ходе исследования одной из ведущих американских консалтинговых компаний. Именно они оказались наиболее созвучными с ее философией руководства.
Проанализировав более тысячи известных компаний, эксперты определили всего четыре основных качества, присущих всем успешным руководителям.
Решительность. Лидеру необходимо уметь не только оперативно принимать решения, но и быть уверенным в своем выборе. Однако стоит отличать конструктивную критику от «пустых» упреков и обязательно прислушиваться к мнению команды. В то же время важно помнить, что итоговое решение всегда принимает лидер и именно он несет за него ответственность.
«Одно из моих главных жизненных правил заключается в том, что лучше совершить ошибку, принять неверное решение, чем совсем ничего не сделать. Так мы рискуем оставаться на одном месте», – делится Евгения.
Профессионализм. Евгения Дмитриева заметила, что в мире существует много интересных историй успеха людей, которые кардинально сменили сферу своей деятельности. И хотя на первый взгляд может показаться, что это не стоило им больших усилий, это не так.
Добиться устойчивого успеха в деле возможно только тогда, когда специалист хорошо разбирается в том, чем он занимается.
Например, считает Евгения, учитель физкультуры, решивший открыть свой бизнес, может стать успешным предпринимателем. Но для этого ему предстоит многому научиться, получить новые компетенции, пройти через ряд испытаний и, скорее всего, совершить ошибки.
Честность. Говорить с сотрудниками и партнерами напрямую – самый короткий путь к взаимопониманию. Если человек умеет тактично выражать свои мысли и мнение, то его замечания никогда не будут восприняты окружающими «в штыки».
Когда руководитель прямо говорит о существующих проблемах или ошибках, это повышает уровень доверия и экономит время для их устранения.
Интуиция. Не менее важно для лидера умение прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу. И хотя принято считать, что интуиция – это врожденное чувство, его можно и нужно развивать.
Все эти лидерские качества может выработать в себе каждый человек. Для этого необходимо изучить свои сильные и слабые стороны, а также осознанно и ответственно подойти к своей профессиональной деятельности, взаимодействию с командой.
Управление эмоциями
Много внимания в своей руководительской деятельности Евгения Дмитриева уделяет развитию эмоционального интеллекта.
Умение контролировать свои эмоции и понимать эмоции окружающих – особенно важное качество для руководителя. Оно помогает добиться максимальной эффективности в работе как отдельного человека, так и всей команды.
Исследования показали, что успешные руководители и продуктивные сотрудники – это люди, которые обычно находятся в состоянии энтузиазма, повышенного интереса, т.е. на верхних тонах эмоциональной шкалы. Это говорит о том, что позитивная атмосфера в коллективе всегда положительно сказывается на развитии компании или проекта.
Позитивные эмоции очень заразительны, считает Евгения Дмитриева. Если руководитель и большая часть команды находятся в состоянии энтузиазма и вдохновленности, то, вероятнее всего, и тот сотрудник, который находился на нижних тонах эмоциональной шкалы, сможет перестроиться.
Высокие тона эмоциональной шкалы – это ресурсные состояния. Находясь в положительном расположении духа, человек наиболее часто принимает правильные решения, вызывает симпатию у окружающих и заряжает энергией тех, кто с ним взаимодействует.
«Переключить» свой эмоциональный фон бывает достаточно просто. Главное – научиться замечать эмоции и источники их появления.
Евгения – оптимист по жизни. Она всегда полна энергии и новых идей и делится своим позитивом с командой. Евгения понимает, что лидер – это человек, с которого берут пример. Именно поэтому она всегда советует руководителям в первую очередь работать над собой, своими качествами и быть открытыми для окружающих. Только так удастся сформировать вокруг себя самую эффективную команду.
Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»