Мало кто из философов оказал такое большое влияние на французскую философию, как Вольтер.
Франсуа-Мари Аруэ родился в 1694 году в Париже. Он получил классическое образование в иезуитском колледже Луи-Ле-Гран.
После окончания колледжа, будущий властитель дум Западной Европы хотел стать писателем. Однако, его отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал адвокатом. Чтобы не расстраивать отца, он делал вид, что занимается юриспруденцией в то время когда писал свои произведения.
Среди своих сверстников, Аруэ стал популярен благодаря своему остроумию и сатире. К сожалению, именно благодаря этим качествам он вскоре попал в неприятности. Из-за насмешек над правительством, он был заключён в Бастилию почти на год. После освобождения, он решил взять псевдоним "Вольтер".
Как и многие философы эпохи Просвещения, Вольтер выступал за свободу личности, благоразумие и оспаривание религиозных доктрин. Споры с известными деятелями привели его к изгнанию из Франции. В результате, он отправился в Англию, Брюссель, и в конечном итоге в Пруссию.
В основном, Вольтер писал пьесы и стихи, а также исторические и философские работы. Его произведения делились на три категории : некоторые были невероятно популярные, многие были провалами, и значительное количество произведений злило окружающих его людей.
Его жизнь имела такой же характер. На новых землях его приветствовали, а потом всегда прогоняли.
В Женеве, его снова встретили с распростертыми объятиями, однако, его произведения вызвали недовольство многих швейцарских интеллектуалов, и вскоре его пьесы были прекращены. Последовали споры и критика.
Уставший Вольтер отправился в Ферней, французскую деревню расположенную на границе с Швейцарией.
Именно здесь, в сельской местности, он пережил один из самых счастливых и продуктивных периодов своей жизни. В это время он написал свою самую известную работу «Кандид, или Оптимизм».
История Кандида
Произведение было опубликовано в 1759 году, и начинается с того, что молодой Кандид живет и воспитывается в замке вестфальского барона. Его наставник оптимист доктор Панглос, учит его, что "все к лучшему".
В следствие ряда событий произошедших в рассказе, Кандид путешествует по Южной Америке и Европе, где он видит различные несчастья : начиная от стихийных бедствий, и заканчивая ужасаемыми актами насилия.
«Кандид, или Оптимизм», это философская критика аспектов Просвещения, лицемерия религиозных лидеров и бесчеловечных действий, совершаемых во имя справедливости.
В произведении упоминаются реальные события, такие как Семилетняя война, лиссабонское землетрясение 1755 года, и казнь Адмирала Джона Бинга, которая в то время многих возмутила.
Данная книга, это короткий увлекательный рассказ. Но, под завесой сатиры и юмора скрываются важные проблемы, которые актуальны и по сей день.
Ниже приведены три опасности, которые представлены в произведении.
Опасность оптимизма
На протяжении всего произведения, Панглос напоминает Кандиду, что всё к лучшему. Свиньи были сделаны для употребления в пищу, поэтому мы едим свинину. Ноги должны носить обувь, поэтому у нас есть обувь. И наконец, Лиссабонский залив был сделан для того, чтобы добродетельный анабаптист Яков, в нём утонул.
Хотя рассуждения Панглоса и являются преувеличенными, его персонаж был создан для того, чтобы высмеять философов, которые считали, что всё происходит по заранее спланированному сценарию и имеет определённую причину. Опасность оптимизма, по словам Вольтера, заключалась в том, что именно оптимизм привёл людей к пассивности и бездействию. Когда Кандид пытается спасти тонущего в заливе Якова от смерти, Панглос останавливает его, чтобы доказать, что Яков должен был утонуть.
Это кажется нам нелогичным и абсурдным. Но всё же, мы становимся жертвами веры в то, что позитивное мышление является ключевым фактором успеха. Зачастую мы думаем, что если мы просто будем настроены на позитивную волну, всё сложится само-собой, самым лучшим образом. Якобы должно будет случится то, что по идее должно случится в любом случае.
К сожалению, исследования показали, что одни лишь фантазии об определённом результате, могут препятствовать действиям по достижению этого результата.
Вместо того, чтобы просто сосредоточится на конечном результате, следует начать с действия. Планировка и составления правила питания сегодня, работает эффективнее чем стремление к определённому весу потом.
Продажа товаров на придорожной заправочной станции, гораздо лучше, чем мечты о том, как ваша идея превратится в масштабную бизнес империю.
Начать с малого - простой, но эффективный метод.
Опасность успеха
Всем нравится успех. Мы стремимся к нему, говорим о нём, и он привлекает нас.
К сожалению, ваш успех может привлечь к вам людей с плохими намерениями.
Кандид по счастливой случайности обзаводится целым состоянием из золота, драгоценных камней и овец. Позже, он совершает сделку с купцом, который обманывает его.
Путешествие Кандида по миру показывает, что его приобретённый успех имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Ему удаётся купить свободу для своих друзей, и найти по настоящему полезных людей.
Но, он так же притягивает людей, которые хотят от него лишь его ресурсы, и на фоне этого, у него постепенно пропадает оптимистический взгляд на жизнь.
Его история учит нас тому, что успех в его различных формах, не всегда соответствует ожиданиям. Как выяснил Кандид, достижение успеха не означает, что все ваши проблемы исчезнут. Вместо этого, они превратятся в другой набор проблем.
Опасность бездействия
Стремление Кандида обрести смысл жизни, было также стремлением к счастью. В некоторых моментах рассказа, Кандид достигает того, что по идее должно было бы сделать его счастливым, но приносит лишь разочарование.
Например, он невероятным образом оказывается в Эль-Дорадо, волшебной стране, вымощенной богатствами. Но он думает только о возвращении на родину, где творится полный хаос.
Когда Кандид воссоединяется со своими друзьями и близкими, он снова должен стать счастливым : они свободны от войн, насилия и стихийных бедствий. Но, им вдруг становится скучно и смысл жизни пропадает. Только когда Кандид встречает трудолюбивого фермера, он осознаёт одну вещь, которая им нужна - это цель.
Кандид говорит : "Мы должны выращивать наш сад". Тогда они перестают сидеть сложа руки, и начинают работать вместе, выполняя различную работу по хозяйству.
В итоге, они становятся довольными.
Многие из нас мечтают, что настанет день, когда можно будет прекратить работать и только лишь наслаждаться отдыхом. Мы устали от повседневных тягот и проблем. Но, когда мы останавливаемся, мы теряем чувство цели. А в месте с этим, делаем нашу жизнь неинтересной и лишенной всякого смысла.
Легко увязнуть в ситуациях, которые находятся вне нашего контроля. Когда мы думаем о том, что делают другие, или отвлекаемся на ежедневные сплетни, мы теряем из виду возможность улучшить свою собственную жизнь.
Нужно ухаживать за своим собственным садом.
Выращивайте свой сад
После того, как Вольтер переехал в тихую сельскую местность, он ещё долго не оставался спокойным и тихим. В своей классической манере, он взбесил жителей деревни своими взглядами.
Он продолжал бороться за права людей, отстаивал религиозную терпимость и стал участвовать в местной политике.
В конце концов, местные жители оценили все его усилия, и деревня Ферней была переименована в Ферней-Вольтер.
После 28 лет изгнания, Вольтер наконец вернулся в Париж. Он был знаменит и его многие хвалили.
Выращивая свой сад, Вольтер обрёл смысл и получил вознаграждение своим усилиям.
________________
Tractatum - это место вашего вдохновения.
Здесь вы найдёте материал о философии, культуре, саморазвитии и личностном росте.
Подпишитесь на канал, и достигайте своих целей не жертвуя эмоциональным благополучием.