Ножами я увлекался еще с детства. Лет в 8, помню, постоянно строгал палочки, делал копья из рябины. Так и понеслось. Так или иначе, я постоянно носил с собой один или два ножа лет с 20 до 30. Одно время я даже коллекционировал ножи.
Сейчас мне 32 и меня полностью отпустило. Отправляясь по делам я не беру с собой нож. Меня не беспокоят “хотелки” связанные с известными брендами и тем самым недосягаемым “идеальным ножом” от известного мастера.
Причины простые. Во-первых, это деньги. Я многое пересмотрел в своей жизни за последние годы и понял, что аксессуары - не моя тема. У меня есть наручные часы. Они спокойно лежат на полке уже 7 лет. Надевал я их раз 5. Сейчас ножи заняли ту же нишу. Благодаря Дмитрию Поршукову у меня есть прекрасный нож для походов в лес и бушкрафта. Для работы, резки пластика, открывания коробок и других нужд я использую нож для коробок. На кухне уже 10 лет работает сантоку от одной японской конторы. А вот с EDC я завязал. У серийных ножей нет коллекционной ценности. Они теряют 20% от стоимости в момент покупки в магазине. При этом, чем больше я разбираюсь в ножах, тем больше понимаю, что вся индустрия далеко ушла от производства надежных инструментов и семимильным шагами несется в дебри производства имиджевых аксессуаров.
Мне как закоренелому интроверту не очень нужны аксессуары. Мобильник звонить, ручка писать, машина - ездить, ботинки - ходить. Нож - резать? С походами в лес все понятно. А вот с отрезанием ниточек аксессуаром за 3-5-10-20 тысяч рублей я не согласен. При том что с реальной задачей по резке (раскрой пластика листами 1,2х2,4м) строительный нож за 250 рублей справляется лучше любого дорогого складня или фикса (а я сравнивал), с тасканием ножа из принципа “чтоб было” я завязал.
В последние годы в России нарисовалась следующая тенденция. Потребители жаждут серийных ножей премиумных брендов (Spyderco, Benchmade, Zero Tolerance), но не могут их себе позволить. В результате, разрастается Б\У сегмент, рынок уходит на барахолки, где эти ножи перепродаются и обмениваются с обязательной потерей стоимости. И разумеется, все это в атмосфере ругани. Церапина на клинке, след от отвертки на винте - повод для взаимных оскорблений.
На смену американским, японским и немецким ножам пришел Китай. Я понимаю, что это возрастное, но я не могу воспринимать однотипные изделия по схеме “дизайн из Италии - ЧПУ фрезер в Гуанчжоу” близко к сердцу. А чем дальше в лес, тем агрессивнее маркетинг. Если подача какого-нибудь Benchmade хоть и набита полувоенными байками, но спокойна, маркетинг “мужских” аксессуаров в России приобретает истерические нотки. И чем больше я читаю между строк “не купил нож - не мужик”, тем отчетливее я формулирую ответ “ребята, идите на* со своим маркетингом”.
Качество же. Так уж получилось, что я много лет плотно общался с производителями кастомных ножей, с покупателями и любителями ножей. При том, что ножевое сообщество как было лояльно импортной серийке так и осталось, позиции людей, который здесь в России пытаются создавать интересные ножи ухудшились. 10 лет назад все покупали Spyderco, сейчас все покупают за те же суммы в рублях разношерстный Китай. Кастом держался на бодрых и активных покупателях из среднего класса. Чисто по финансовым причинам их почти не осталось. Постепенно, исчезают и нравившиеся мне изделия - лаконичные, технологичные, созданные чтобы быть лучше серийки верхнего ценового сегмента.
Сегодня российский кастом или работает на Запад и узкую прослойку богатых коллекционеров (сегмент 500$ за нож и выше) либо удешевляет производство, следуя за проседающей платежеспособностю заказчиков. Это ведет к падению класса изделий. Разумеется, люди продолжают работать, но перспективы развития туманны. В конце концов, все упирется в свободные 300 баксов "на себя любимого", а число людей, у которых они есть сократилось. Вот и получается, либо манипулятивный маркетинг, нацеленный на выкачивание из покупателей совершенно не лишних денег, либо работа только на богачей, которые молодцы, но их мало. Ах да, хороший манипулятивный маркетинг стоит денег, а значит, он недоступен тем ребятам, что пытаются делать хорошие ножи руками.
Вот как-то так. Спасибо, что дочитали.