В начале августа, в США, было опубликовано открытое письмо, которое подписали 103 эксперта в области внешней политики и ядерной безопасности. Вот некоторые фамилии тех, кто хочет пересмотреть политику США в отношении России: Роуз Геттемюллер, зам. госсекретаря по контролю вооружений (2014-2016 гг.); Томас Грэм, старший директор Совета национальной безопасности по России (2004-2007 гг.); Фиона Хилл, старший директор Совета национальной безопасности по европейским и российским делам (2017-2019 гг.); Джон Хантсман, посол США в России (2017-2019 гг.); Томас Пикеринг, посол США в России (1993-1996 гг.); Джордж Шульц, госсекретарь (1982-1989 гг.); Уильям Перри, министр обороны (1994-1997 гг.); Эрнест Мониз, министр энергетики (2013-2017 гг.); Сэм Нанн, американский сенатор (1972-1997 гг.), Инициатива по ядерной угрозе.
И неожиданно сегодня, на это открытое письмо, пришел открытый ответ. И ответ этот подписан президентами, депутатами, министрами и прочими специалистами по отношениям с Россией из Польши, Литвы, Латвии, Чехии, Грузии, Украины, Эстонии и Словакии. (Итого: 40 подписей, некоторые в конце статьи). И это не просто ответ, а претензия в адрес политического бомонда США.
Что же так возбудило наших заклятых политических «друзей»? Чем Американские политики, обидели восточноевропейских? Давайте пройдемся по основным тезисам этого письма и все выясним.
Ну, во-первых, наши «друзья», отметили полезность открытой дискуссии по политике в отношении России, особенно в период предвыборной борьбы в США, но и возмутились, почему эта тема развивается без них? Без их участия и без их экспертного мнения?
Кстати, вся эта дружная компания, видимо на физическом уровне не может себя именовать странами Восточной Европы, а гордо именуются Центрально-восточными европейцами. Це-восточными.
Для начала, они напоминают американцам, что – «На протяжении почти 30 лет после окончания холодной войны поддержание нормативно-правовых основ Европы является принципиальным национальным интересом США, а для союзников по НАТО — это кредо». А то вдруг они забыли?
И что именно это «обеспечило безопасность, стабильность и процветание большинству стран европейского континента». Этот тезис для тех, кто вдруг еще сомневается на Украине или в Грузии, что они процветают. Или кто неуместно вспомнит Югославию.
Но, «Путинская» Россия – это вам не «Горбачевская» и не «Ельцинская». Эта Россия развязала войну в Грузии и на Украине. Россия ведет деятельность, которая призвана подорвать либеральную демократию и ослабить трансатлантическое единство. И вы там, в своей Америке, этого не видите, а мы тут, в центрально-восточной Европе, на переднем крае.
«Неясно, согласны ли с такой оценкой авторы первоначального открытого письма. Они справедливо призывают использовать «более эффективные способы борьбы» с хакерскими атаками, вмешательством в выборы и дезинформацией со стороны России, но при этом не делают неизбежного вывода о том, что это действия враждебной державы».
Вот оно, в чем дело. Це-восточные европейцы забеспокоились, что это за пересмотр политики в отношении России, в которой не указана роль России, как врага? Они увидели в открытом письме угрозу для них самих. Для их «антироссийского» стержня. Ведь за океаном заговорили о возобновлении переговорных процессов с Россией. Да, с миллионом оговорок, но о диалоге. И по ядерным вооружениям и по снятию ряду напряженностей в ряде горячих точек. И о возвращении Американо-Российского контроля над ядерными потенциалами во всем мире. И о санкциях, которые конечно не отменят, но и бессмысленности введения новых.
«Они (авторы первого письма) не призывают ни к отмене санкций, ни к их ужесточению. Вместо этого они утверждают, вопреки здравому смыслу, что «постоянное накопление» санкций «уменьшает любой стимул изменить курс, который есть или может возникнуть у Москвы» - скулят Це-восточные европейцы.
«Авторы поддерживают «справедливый» и «приемлемый» выход из кризиса на Украине, не говоря нам о том, предполагает ли этот выход восстановление суверенитета и территориальной целостности страны». Вот тут да. Вот тут в точку. Авторы американского послания действительно понимают, что выдавленную украинскую пасту, обратно в тюбик, не вернуть.
«США не считали ядерную опасность основанием для изменения своего курса даже во время конфронтации времен холодной войны, и мы не видим оснований для этого сейчас». Во как. Це-восточные европейцы не видят оснований садиться за стол переговоров с Россией, даже ради какой-то там мифической ядерной угрозы. Вот у них тут, реальная «российская» угроза. А у вас там, за океаном – это все чепуха.
Еще одна проблема – «Мы озадачены тем, что в число «существующих мер ограничения», которые авторы хотели бы «сохранить», не входит политика сдерживания России. В своем единственном упоминании политики сдерживания авторы связывают ее со словом «разрядка». Нууу, это уже совсем никуда не годится. Вы там совсем что ли? Какая еще разрядка? А как же – «провокационные действия ее (России) военнослужащих в Черноморском и Северо-Балтийском регионе. Украина приняла на себя основную тяжесть предотвращения реализации российского проекта «Новороссия» — попытки России вернуть себе территории на востоке и юге Украины, первоначально завоеванные Екатериной II». Упсс. Проговорились в запале.
«Россия по-прежнему является экзистенциальной угрозой для Украины и потенциальной угрозой для Восточной и Центральной Европы, но непосредственная опасность ослабевает. И в этом отношении высокой оценки заслуживает западная (в том числе американская) политика».
Это они к тому, что не надо больше ни каких писем. Все идет отлично, политика США по отношению к России замечательная. Деньги на борьбу с «Российской» угрозой поступают исправно. Зачем вы тут нам воду мутите своей писаниной?
«Авторы указывают на необходимость «серьезного и постоянного стратегического диалога, направленного на устранение глубинных причин недоверия и враждебности» между Москвой и Вашингтоном. Но мы не видим противоречия между таким диалогом и защитой четко сформулированных и признанных интересов». Наших, це-восточных европейских интересов. Не надо искать там ни каких глубин. Хотите поговорить с Москвой, поговорите об изменениях климата.
И вот уже совсем конкретно – «Мы не понимаем, почему надо выбирать между этими целями и основной политикой Запада, и мы считаем такой вариант торга неприемлемым».
И тут же набросали свой планчик, какими должны быть приоритеты Запада - США, НАТО и ЕС - в отношении России.
Сего шесть пунктов –
«1. Обеспечить оборону и безопасность евроатлантического региона при тесном согласовании и взаимодействии с союзниками;
2. Восстановить политическую целостность евроатлантического региона, которая была нарушена проведением политики по принципам «Америка — прежде всего».
3. Поддерживать порядок, сложившийся после окончания холодной войны и сдерживать тех, кто хотел бы его изменить.
4. Предпринимать согласованные действия по вовлечению России в процесс восстановления изрядно ослабленного режима контроля над вооружениями.
5. Укреплять устойчивость и здравый подход к вопросам обороны либеральных демократий, подвергшихся враждебной деятельности России в сфере западной политики и бизнеса.
6. Вести активный и достаточно обоснованный диалог с Россией — и с представителями всех слоев российского общества. Ни у кого не должно оставаться сомнений, что если рамки диалога ограничили, то это именно российские власти».
Вот собственно и все, что це-восточные европейцы хотели сказать американским политикам. Одним письмом они дали оценку и политике Трампа и переговорным потугам Байдена. Люди, которые сидят на американских «зарплатах», рассказывают работодателю, что нужно делать, а чего нет, чтобы не дай бог, исчез повод для получения этой самой «зарплаты»…
Квасьневский, Президент Республики Польша (1995-2005 гг). Грибаускайте, Президент Литовской Республики (2009-2019 гг.) Дембский, Вике-Фрейберга, Президент Латвийской Республики (1999-2007 гг.) Директор Польского института международных отношений. Шерр, Старший научный сотрудник Эстонского института внешней политики. Янда, Руководитель аналитического центра политики безопасности «Европейские ценности», Прага. Фишер, Председатель Комитета по иностранным делам, обороне и безопасности Сената Чешкой Республики. Гопко, Председатель Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам (2014-2019 гг.). Хендрик Ильвес, Президент Эстонии (2006-2016 гг.). Хидашели, Министр обороны Грузии (2015-2016 гг.). Климкин, Министр иностранных дел Украины (2014-2019 гг.). Кояла, Директор Центра восточно-европейских исследований, Вильнюс. Колс, Председатель комиссии Сейма Латвии по иностранным делам. Крупа, Депутат Национального совета Словацкой Республики. Лаар, Премьер-министр Эстонии (1992-1994 гг., 1999-2002гг.) Спрудс, Директор Института внешней политики Латвии. Ткешелашвили, Вице-премьер Грузии (2010-2012 гг.), Министр иностранных дел Грузии (2008 г.) Затлерс (Valdis Zatlers), Президент Латвийской Республики (2007-2011 гг.) и прочие «заслуженные» деятели.