Говорит: Нурболат Амангалиев
Я уже построил бизнес, которым владел в течение 14 лет. Правда, начиная с 4-го года я работал на технических должностях, а руководил компанией другой человек. Хоть в то время мне не было известно про корпоративные культуры, тем не менее, если сейчас оценивать, на каком уровне находилась компания, то я прихожу к выводу, что она всё это время была на первом, фиолетовом уровне. Наблюдались и элементы красного уровня, например принятие основных решении руководством, но сами директивы носили мягкий, почти рекомендательный характер. Из минусов красного уровня самым болезненным было ручное управление.
Была команда полностью работающая на синем уровне — это лаборатория работающая по ISO. Хотя ISO и было внедрено на уровне компании, но по факту культура компании в целом была фиолетового и красного уровня со всеми плюсами и минусами. Были инициативные попытки отдельных сотрудников вывести компанию на синий уровень, но все эти попытки разбивались отсутствием осознания ценности у руководства.
Какой тип культуры выстраиваю сейчас и зачем?
Сейчас я руковожу стартапом Buildozer и передо мной стоит задача построить Зелёную корпоративную культуру, с перспективой трансформации в Бирюзовую. Почему именно Зелёная? В первую очередь, я разделяю ценности на которых строится Зелёная и Бирюзовая культуры. Во-вторых, действительно верю, что внедрение этих культур приведёт компанию к устойчивому росту.
Сейчас культура нашего стартапа находится на Фиолетовом уровне. Заметны некоторые признаки Зелёной культуры, что сильно радует и вдохновляет. Есть и большие проблемы, которые нужно решать. Чтобы было удобно оценивать развитие культуры, основные факторы описали в списках:
Что наблюдается?
- Личная заинтересованность участников в достижении целей стартапа;
- Командное обсуждение, мозговой штурм;
- Инициативные предложения;
- Свободная коммуникация между всеми участниками.
Чего еще нет?
- Командная постановка, командное достижение целей;
- Обсуждение, принятие и особенно последующая последовательная работа согласно принятых правил;
- Лидерство у участников команды. Почти все командные обсуждения инициируются мной.
Какие задачи нужно решить, чтобы развить корпоративную культуру?
Для каждой компании набор задач будет индивидуален, но некоторые пункты могут пересекаться. Например, в нашем случае ставятся такие задачи:
- Обсуждать, принимать и работать в соответствии с правилами. Это уровень синей культуры. Т.е. необходимо привить уважение к принятым правилам. Необходимо принять правила, инструкции и работать не нарушая их.
- Воспитывать лидеров из участников команды. Это уровень жёлтого цвета. Замечаю, что в нашей команде собрались участники самых различных навыков и способностей. Каждый из них может проявлять лидерство в областях, которые даются им легче. Поэтому нужно создавать условия для развития и культивирования таких проявлений. Честно говоря, пока плохо получается. Многие решения принимаются мной, а остальные участники следуют за ними. Конечно, за мной стоит опыт с позиции возраста, ведения бизнеса и моя позиция в команде. Но чтобы компания быстро и стабильно росла, нужно «вырастить» ребят, развить лидерские качества. И это нельзя упускать из виду. Уже сейчас, хоть и редко, сотрудники берут на себя инициативу и решают вопросы командно. Верю, что и здесь всё получится.
- Ставить и достигать целей командно. Задача Зелёного уровня. На данный момент я позиционирую себя как владельца продукта, я не должен вникать и решать в технические детали разработки продукта. Моя задача — наметить вектор развития стартапа и передать ответственность за реализацию разработчикам. Но сейчас очевидно, что так работать ещё рано — у ребят недостаточно компетенций для решения командных управленческих задач. Решение я вижу в постепенной передаче полномочий команде, чем сейчас и занимаюсь.
Будет ещё много постов, где будут описываться наши действия по культивированию Зелёной культуры. Зелёная и бирюзовая культуры обобщаются в литературе, статьях словом Agile. И мы обязательно будем делиться информацией в своих постах, какие действия мы предпринимаем, чтобы стать Agile.
Чтобы не пропустить ни одну из новых публикаций — подписывайтесь на наш Телеграм канал.