1919 год на полном серьезе можно было назвать «годом белых», так как именно в этот период они добились наиболее внушительных успехов за всю Гражданскую войну.
Белогвардейцам удалось создать единое, хоть и разрозненное территориально правительство, заручиться поддержкой Антанты, использовать выпавший исторический шанс (казачьи и крестьянские выступления в тылу у красных) для нанесения ударов вглубь страны.
Тогда белые считали себя единственной законной властью на обломках бывшей Российской империи, они откладывали «в долгий ящик» решение социально-политических проблем: аграрного, рабочего, национального вопросов. На том и погорели.
Уже к концу 1919 года Красная армия переломила ход событий в свою пользу, нанеся ряд критических поражений всем белым армиям. После этого перспективы одержать победу в войне у белых стали настолько призрачными, что от них «открестились» даже британцы, потребовав от П.Н. Врангеля... заключить с большевиками мир! Тогдашний премьер-министр Великобритании, Дэвид Ллойд Джордж, оказался прагматиком: «красные» выстояли. Стало быть, пора начинать договариваться с ними о торговле.
На что же тогда рассчитывали белые? Ведь остатки «добровольцев» и казаков в Крыму продержались до конца 1920 года, на Дальнем Востоке же белое движение было окончательно ликвидировано лишь к 1923 году!
Если смотреть на события отстраненно, то можно легко понять: после фатальных поражений 1919—начала 1920 годов белогвардейцы заметно растеряли весь свой пафос и наполеоновские планы, их запросы стали куда скромнее.
Белые вожди теперь пытались удержать за собой то немногое, что у них осталось. Небольшие окраинные территории, на которых они могли бы построить свои «альтернативные России». Наиболее ярко данную мысль выразил, собственно, сам «черный барон», П.Н. Врангель:
«Не триумфальным шествием из Крыма к Москве можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа...» (с) П.Н. Врангель. Записки.
Теперь белые стали куда сговорчивее в социальных и национальных вопросах, признавая возможность федеративного устройства будущей России, предлагая военно-политический союз всем прочим врагам большевиков: местным националистам, анархистам.
К тому же, у белых хватало людей, которым было «нечего терять», убежденных противников Октябрьской революции. В случае поражения их ждала нищая жизнь в эмиграции. Немногочисленные силы белогвардейцев вновь приобрели тот самый «офицерский» оттенок, действуя на поле брани умело и решительно (разгром конной группы Жлобы, оборона Перекопа).
В условиях жесточайшего внутреннего кризиса РСФСР («Малая Гражданская война») и продолжавшейся Советско-польской войны, такая стратегия имела шанс на успех. Белым в этом отношении помогали и территориальная удаленность (Дальний Восток)/географическая полу-изоляция (Крым).
В дальнейшем подобные «параллельные государства» появятся: Китай и Тайвань, Северная и Южная Кореи, «непризнанная» Родезия, Южный Вьетнам. Однако, эти страны сумели «продержаться» во многом из-за серьезной поддержки извне.
Не секрет, что Врангель получил поддержку французов, в то время как восточных белых «прикрывали» японцы. Однако, Франция стремилась использовать белых юга как «пушечное мясо», отвлекая большевиков от Польши. Японцы же вели себя на востоке как натуральные каратели-оккупанты, что в конечном счете привело к угрозе международной дипломатической изоляции Японии.
В то же время, советская власть прекрасно понимала опасность существования «альтернативных Россий», потому и бросила на врангелевский Крым все доступные силы, сразу после окончания войны с поляками. С Дитерихсом на востоке разобрались чуть позднее, однако он и представлял меньшую угрозу.
Последние белые правители имели совсем мизерные шансы: поддержка извне не могла сравниться с той, которую оказывали франкистам, китайским националистам или южным корейцам. Внутренние же «реформы» были слишком запоздалыми: Гражданскую войну белые де-факто проиграли еще в 1919 году, упустив свой исторический шанс...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.