Мы сейчас получаем много и даже в избытке противоречивой информации о событиях в Республике Беларусь и о реакции на них руководства различных стран, часто не совпадающей с мнением народов этих стран. Но в этом потоке практически отсутствует китайская информация, кроме той очень политически значимой, что Си Дзиньпин сразу же после выборов в Белоруссии признал их состоявшимися и поздравил Лукашенко с победой. Но эта поддержка носит специфически китайский смысл.
Отсутствующая в международном политическом информационном поле собственно китайская информация заполняется информацией о Китае прозападными СМИ, создающими фактор страха экспансии Китая во всём мире. Этот фактор в последние годы активно использовался в формировании напряжённого негатива по отношению к Китаю и в общественном мнении и российской, и белорусской аудитории.
В условиях ограниченного доступа к альтернативной информации миф о китайской угрозе укрепился в массовом сознании белорусов. Более того, Лукашенко сам способствовал его распространению. Он представлял сотрудничество Китая и Белоруссии как сопоставимое по масштабам с сотрудничеством Белоруссии с Россией и с Западом. Преувеличение значимости китайского фактора в международной политике страны сыграло с Президентом Белоруссии злую шутку и дало возможность прозападным СМИ (а они практически все транслируют прозападный контент) представить Лукашенко как пропекинского политика.
Пекин же, напротив, унаследовал традиции советской модели информационной политики в сфере международных отношений и ведёт скрытую информационную политику. (России не плохо бы восстановить некоторые принципы этой модели). Коммунистическое руководство КНР ограничивает западное влияние во внутреннем информационном поле страны, не сотрудничает с западными СМИ, не афиширует свои проекты, реализуемые в других странах, не делает громких заявлений, не распространяется о стратегических интересах своей внешней политики. Неизвестное всегда пугает, и неизвестным легко пугать.
Информационная политика КНР, с одной стороны, нацелена на защиту внутренней стабильности страны, с другой стороны, даёт возможность западным СМИ интерпретировать действия китайского руководства в своих интересах.
В Белоруссии информационный перекос (избыток недостоверной официальной информации и отсутствие китайской информации) в вопросе о действительном положении дел в китайско-белорусском сотрудничестве породил небезосновательный страх восточного дракона. Лукашенко фактически повторил ошибку Януковича, тоже не оценившего опасность заигрывания с китайским фактором в международной политике. Янукович договорился во время своего последнего визита в Китай о строительстве глубоководного китайского порта в Евпатории (фактически базы Китая в Крыму) и планировал передать (продать) Китаю значительную часть территорий Крыма и большие территории сельскохозяйственных земель в Днепропетровской области. Сразу после визита к китайским друзьям последовало нападение на Януковича, его спасение Путиным и возврат Крыма в Россию. Стратегическое внедрение Китая в Украину было блокировано совместными усилиями России и коллективного запада.
Европа, всегда живущая в двух противоречивых чувствах - желании продвинуться на восток и в страхе прихода варваров с востока, ладно бы русских, а тут ещё и китайских, да которые к тому же могут ещё и объединиться, постаралась избавиться от прокитайского лидера в стране, находящейся в центре Европы и не признала его законно избранным Президентом Республики Беларусь, но поддержала протестное движение в Белоруссии 53 миллионами евро.
Из истории белорусско-китайских отношений последнего времени. После многих лет манипулирования Александром Лукашенко темой союзного государства и вытягивания из России, кроме всякого рода преференций для себя, значительных денежных вложений в белорусскую экономику (окупаемых и не окупаемых), а также усиления в стране антироссийских и прозападных настроений , особенно в предвыборный период, и оскорбительного отношения к совместной советской истории и российскому руководству, в декабре 2019 года последовало заявление Премьера РФ, получившего название ультиматума Медведева. От Президента Белоруссии в заявлении требовалась, главным образом определенность в вопросах союзного государства и решение вопроса о 31 дорожной карте, представляющей собой конкретный поэтапный план интеграции.
Договор о создании союзного государства был заключен 20 лет назад, но реальной интеграции так и не случилось, союзный договор реализован лишь на 10%. На 1 января 2020 года сумма дотаций России в экономику Белоруссии за всё время существования союзного государства составила 133 млрд. $. Конфликт разгорелся после вступления в действие в России правила торгового манёвра в экспортной торговле нефтью. Белорусская деловая элита постаралась раздуть этот конфликт и потребовала на правах якобы союзного государства не только денежной компенсации как пострадавшая от изменений в российском законодательстве, но и дальнейших масштабных скидок на покупку российской нефти, которая и так продавалась Белоруссии по льготным ценам.
После ультиматума Медведева и сокращения российских кредитов Лукашенко обратился за кредитами к Китаю, которые якобы должны были компенсировали потерю доли российских кредитов. Жёлтая пресса начала трубить о том, что Лукашенко сел на китайскую кредитную иглу якобы из-за политики России, что не соответствует истине. Сумма ежегодных кредитов Китая составляет 3,4 млрд.$, что примерно равно сумме кредитов от Евросоюза. Российские кредиты Белоруссии превышаю китайские в 2 раза .
Но надо знать специфику китайских “кредитов”. Они выдаются не в долларах, а в юанях, и выдаются под покупку китайских товаров, главным образом, продукции машиностроения и легкой промышленности. Это целевые кредиты, и не могут быть использованы заёмщиком по своему усмотрению. Они должны быть получены и выплачены в юанях. Фактически, это навязанная продажа с отсроченной оплатой и благовидная форма вторжения китайской продукции на белорусский рынок. Поскольку возвращать кредиты нужно в юанях, юани нужно заработать. Иногда китайские кредиты выдаются в офшорных юанях и возвращаться должны в офшорных юанях. А заработать юани можно только на китайском рынке. Белоруссия вынуждена продавать что-то на китайским рынке. Белоруссия мало что может предложить высокотехнологичному китайскому рынку кроме сырья. Китай с развитой и развивающейся промышленностью имеет массу сырьевых предложений со всего мира. Поэтому Белоруссия в Китае продаёт мало и по очень низким ценам. Фактически такие кабальные условия китайских кредитов — это медленная долговая яма. Такова оборотная сторона белорусско-китайского сотрудничества. Долг всё время растёт, при этом растут и китайские кредиты. Лукашенко, чтобы выплатить долг в юанях продавал китайские товары по беспошлинным каналам в Евразийский экономический союз (ЕАС) в евро и долларах, а затем конвертировал их в юани, чтобы гасить китайские кредиты, при этом не зарабатывая, а значительно теряя, не только в денежном выражении, но в репутации торгового партнёра.
Миф о якобы коммунистическом Китае сослужил плохую службу не только для Януковича и Лукашенко, но и для других неопытных в международных делах, а часто некомпетентных и исторически, и политически плохо образованных лидеров государств-лимитрофов на постсоветском пространстве. Лукашенко даже отправлял своего вице-премьера в КНР для ознакомления с китайским опытом коммунистической экономики. Лидеры бывших союзных республик мечтали оторваться от угнетающего их московского централизма, считали себя способными самостоятельно рулить по волнам бурного международного политического океана, но в действительности привыкли мыслить и действовать под международным прикрытием политической мощи Советского Союза. В течение последних 30 лет у них появилась возможность убедиться, что китайский коммунизм и советский коммунизм очень непохожи друг на друга, и что коммунистическое братство народов осталось в 20 веке. Китай превратился в мощного капиталистического хищника. Он не заинтересован в развитии экономик каких бы то ни было стран.
Каковы же реальные результаты белорусско-китайского сотрудничества в отличие от надежд лидера Белоруссии? Самым грандиозным совместным белорусско-китайским проектом стал Китайско-Белорусский индустриальный парк “Великий камень”, с территорией 11 247 га, расположенной в 25 км от Минска, вблизи аэропорта “Минск” и транснациональной магистрали Москва-Берлин. Основные соглашения по этому проекту были подписаны в 2010 и 2011 году, а строительство начато в июне 2014 года. Парк задуман как огромный эко-город и как особая экономическая зона с целью привлечения иностранных инвестиций. По заявлениям главы Республики Беларусь, реализация этого проекта позволяла бы Белоруссии в будущем получать до 50 млрд. $ ежегодно, а также решить проблему финансовой стабильности и совершить технологический рывок.
На деле проект “Великий камень” не оправдал надежд белорусской стороны и оказался пустой пиар-кампанией. Огромная территория, отведённая под парк, осталась практически пустой. Китай не собирался выводить свои производства в "Великий камень”. Крупные китайские кампании так и не пришли работать в Белоруссию. Парк привлек только небольшие маргинальные китайские кампании уровня китайских провинций и уездов с владельцами компаний, занимавшихся в прошлом мелкими производствами и торговлей и не обладающих креативным бизнес-мышлением. С такими бизнес-партнёрами говорить о каком-то технологическом прорыве не имеет смысла. Первоначальные заявления о создании в парке более 120 тысяч рабочих мест оказались весьма завышенными, в парке фактически работает лишь несколько тысяч человек.
Не получилось у Лукашенко и создание на территории Белоруссии большого хаба (транспортного пересадочного, перегрузочного и распределительного узла) на пути китайских товаров в Европу в рамках китайского проекта “Один пояс - один путь”. Китайцы используют белорусскую территорию просто как транспортный коридор.
Военно-техническое сотрудничество также носит довольно односторонний характер со стороны китайских партнёров. Китайские партнёры заинтересованы, главным образом, в привлечении военных технологий и высоко квалифицированных инженерных кадров Белоруссии для создания крылатых ракет наземного базирования. А созданное в провинции Хубэй совместное китайско-белорусское военное предприятие производит только транспортную (автомобильную) часть для китайского ракетного вооружения. Белоруссия стала покупать китайскую военную технику (танки) и оружие.
В космической области сотрудничество ограничилось запуском в 2016 году с китайского космодрома в провинции Сычуань китайско- белорусского спутника Белинтерсат-1 для теле- и радиовещания.
И так обстоят дела во всех сферах китайско-белорусского сотрудничества. Китай не заинтересован в сотрудничестве с целью развития науки и техники своего белорусского партнёра, напротив, он рассматривает территорию Республики Беларусь не как территорию развития, а как территорию максимального извлечения всего полезного для себя.