Как часто мы себе не позволяем просто погрустить. Бежим от негативных чувств, защищаемся: игнорируем, отщепляем, замещаем, подавляем. Просто мы не хотим встретиться со своей болью. Зачем превращаться в жертву? Страдать нынче не в моде.
Однако если внутри есть непрожитая боль, она так или иначе себя проявляет – разными ограничениями, комплексами, подавленностью желаний, потерей смысла – да мало ли как ещё осложняет жизнь. Главное, эта боль токсична, она как радиация – фонит. Это как ходить со сломанной ногой. Или терпеть зубную боль - будто бы если её получше спрятать, убедить себя, что её нет - само пройдёт. Можно ли «перетерпеть» зубную боль? Можно, а в финале - лишиться зуба.
Итак, с зубами, как и с травмой самообман, увы, не работает. И незалеченная травма, которая фонит чувствами, из обычной зубной боли постепенно переходит во флюс. По сути, травма хочет завершения (а психика выхода этой специфической энергии), но застревание на каком-то этапе образует замкнутый круг, превращается в адское колесо: в постоянное воспроизведение с уже известным печальным концом, либо с очень похожим. Происходит отыгрывание травмы или ретравматизация. Таким образом одна небольшая травма (скажем, отвержения), как снежный ком обрастает значительным объемом негативного опыта. Из этого «адского колеса», если оно когда-то было запущено, почти невозможно выбраться самому. Но психика справляется как может, жить-то надо, выживать… И запускает различные механизмы компенсации. Всё это - хронический постравмастический стресс. И в этом стрессе жить, на самом деле, ой как не просто. По сути, это уже следующая, хроническая стадия невроза (невроз и есть – побег от травмы).
«Ну срезали ветку у яблони - ранка затянулась сама, и постепенно выросла новая веточка», - скажете вы. Это нормально, самому отращивать ветки, без психологов, когда человек в целом чувствует себя удовлетворенным, может добиваться поставленных целей, не фрустрирует, не в неврозе и тд и тп.
Если, конечно, речь не о травме. Ведь она устроена иначе: травма не ощущается как «срезали или обломали одну веточку» (это не травма, это просто печальное событие), а скорее так: «будто когда-то был откушен кусок меня, и я теперь задаюсь вопросом – Кто я? Зачем я? Чего я хочу?». Травма почти всегда вызывает ощущение потерянности, беспомощности, бессилия, неуверенности, некрепкого «я» – не во всём, но где-то глубоко внутри человек не может себя чувствовать хорошо и благополучно – да и вообще часто именно чувствовать, ощущать себя, своё состояние, своё тело – просто так, без специального внимания туда – не может. И, вопреки тому, что сейчас думают многие, читая этот текст – «у меня, конечно, нет травмы», вот несколько травм, которые есть у очень-очень многих, почти у всех (выберу только мои любимые, тк их очень много по разным классификациям):
- травма отвержения
- травма потери (близкого человека)
- травма лишения важного условия жизни
- травма утраты базового доверия
- травма безысходности и отсутствия выбора
- травмы собственных ошибок
- травма системная, которую невозможно оправдать с точки зрения морали и этики (угроза жизни – в том числе, даже если вы просто свидетель таких угроз кому-то, нападение, физическое насилие, инцест, в тч психологический)
- парентификация (когда ребенок с детства вынужден быть «взрослым», спасать родителей, тащить их на себе)
Конечно, одна и та же травма оказывает разное действие на разных людей, и в целом, жизнь невозможна без травм, поэтому можно сказать, травма – это нормально. Проблемы начинаются тогда, когда травма из острой не переходит в переработанную, а становится хронической. Тогда травма - гноящаяся рана, которая никак не хочет сама затянуться, потому что хочет вернуть себе – и неважно, что это невозможно – ту самую обломанную/потерянную ветвь (утраченную часть личности, затраченную психическую энергию). То есть хроническая травма по определению не даёт дереву на этом месте отрастить чему-то прорасти. Травма хочет воспроизводить сама себя, тк где-то очень глубоко подсознательно в психике живет надежда на другой финал травмирующего события. Как если бы ветвь вообще не отрезали... Всё это, разумеется, происходит на каком-то не очень осознаваемом уровне, к тому же воспоминания о травме могут быть полностью забыты – вытеснены или отщеплены. Но так как травма есть – и почти всегда комплексная - это толкает человека снова и снова попадать в ситуации ретравматизации. Травма хочет другого финала, вернуть отломанную ветвь, но хотим мы того или нет, «ветвь» - почти всегда безвозвратно утеряна. И горевания по этому поводу – не избежать, если хочется двинуться дальше. А рана никак не затянется, потому что ещё болит. И вот только когда мы позволяем себе увидеть эту проблему, ощутить эту боль, побыть в ней… Тогда присвоенная грусть становится топливом для переработки травмы. Ресурсом двигаться дальше, проходить все этапы проживания горя от своей травмы. Горевание (особенно без сопровождения специалиста) может превратиться в депресиию, может загнать в тупик, боли может быть так много, что она будет затапливать… Хорошая новость в том, что механизм оплакивания таков: рано или поздно слезы заканчиваются. Особенно, если помочь этому процессу нигде не тормозиться, разобраться во всех мыслях и чувствах, рассмотреть все аспекты ситуации со всех сторон. Тогда слёзы высыхают. И тогда можно увидеть мир наконец в более четком зрении, потому что слёзы (и боль) больше не застилают взгляд. И тогда вдруг может оказаться через какое-то время, когда всё прожито и травма переработана - что вся эта боль и сожаление уже не здесь, а давно в прошлом. Где им и следует быть. И больше ничего по этому поводу не болит… Рана затянулась, и на этом месте начинает пробиваться новый росток. Тогда наступает постравмастическое развитие (вместо постравматического стресса).
Полезно погрустить иногда, однако.
Напоследок хочется добавить: никакой специалист не может, конечно, за вас прожить эту боль, за вас пройти все этапы переработки травмы. Это ваш пусть. Вы сами его должны захотеть пройти, его выбрать. Это очень важно, чтобы у вас была готовность, мотивация. Но вы можете позаботиться о себе: быть на этом пути не одни, а с проводником. С другом, с человеком, на которого можно положиться по-настоящему, со специалистом, который сам прошел этот путь, хорошо его знает и может по нему вести. Который, если не включит свет в темной комнате, то хотя бы посветит фонариком - поможет не набить шишек о тёмные углы. Позвольте себе двинуться к свету 🙏
Психоаналитически-ориентированный психолог Мария Стебакова