Так называемая политкорректность изначально была вполне здравой и разумной идеей. Ведь никому не нравится, когда его оскорбляют, тем более если это происходит из-за расовых, гендерных и прочих объективно существующих и не зависящих от самого человека различий. Отдельные проявления феминистического дискурса были и в советском кино. Достаточно вспомнить экранизацию «Острова сокровищ» 1937 года, в которой главного героя, Джима Хокинса, сделали девушкой по имени Дженни. Ещё один аналогичный пример — советская лирическая комедия 1986 года «Мой нежно любимый детектив», о приключениях мисс Холмс и её верной напарницы мисс Ватсон.
Однако сама по себе замена в фильме белых мужчин на женщин и негров вовсе не обязательно привлечёт дополнительную зрительскую аудиторию и уж тем более не сделает шедевром кинокартину с беспомощным сценарием и не самой лучшей актёрской игрой. Неудача супергеройского боевика «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», вышедшего на экраны в этом году, является тому свидетельством. А вот «Чудо-женщина» 2017 года оказалась весьма удачной картиной, собравшей большую кассу в кинопрокате.
Иногда создатели исторического кино из-за требований политкорректности добавляют в сюжет совершенно неуместных в показываемой эпохе негров, китайцев и мулатов. Ярким примером такого подхода можно назвать один из редких творческих провалов английского режиссёра Гая Ричи, фильм «Меч короля Артура». При бюджете в 175 миллионов долларов эта картина собрала меньше 150 млн., а отзывы как кинокритиков, так и зрителей были весьма недоброжелательными. Введение в состав британских рыцарей чернокожих актёров ничуть не помогло, хотя основные причины провала фильма всё же лежат в иной плоскости.
Иная ситуация сложилась с перезапуском франшизы «Охотники за привидениями». Одноимённый фильм 2016 года делал ставку именно на воинствующую политкорректность — весь состав команды борцов с потусторонней угрозой набрали из актёров-женщин, в том числе чернокожих и бодипозитивных. Кроме того, диалоги и шутки в сценарии этого фильма явно были рассчитаны на зрительскую аудиторию из так называемых угнетённых слоёв общества, вследствие чего обычные зрители сочли их предельно глупыми. Результатом стал провал в прокате и финансовые потери в 75 млн. долларов.
Ещё одной неудачей, прямо связанной с модой на политкорректность, стала экранизация «Тёмной башни» Стивена Кинга. Хотя в романе и так хватало персонажей, удовлетворяющих самых жестким требованиям политкорректности (включая чёрную женщину, которая к тому же была безногим инвалидом), но датскому режиссёру Николаю Арселю этого показалось мало и он пригласил на главную роль Стрелка по имени Роланд чернокожего британского актёра Идриса Эльбу. Хотя кинокартина и окупилась, но прибылей не принесла, а её рейтинг на популярных сетевых ресурсах крайне низок.
Справедливости ради, можно привести и обратный пример. Супергеройский боевик «Черная Пантера», все персонажи в котором чернокожие, а действие происходит в вымышленной африканской стране Ваканде, получил 7 номинаций на Оскар, а мировые сборы при бюджете в 200 млн. составили 1 млрд. 347 млн. долларов. Антигерой Эрик Киллмонгер из этого фильма в рейтинге издания Business Insider назван лучшим злодеем киновселенной Marvel, а Американский институт киноискусства включил «Чёрную пантеру» в список 10 лучших фильмов 2018 года.
К сожалению, есть ещё и сериалы, в которых политкорректность также свирепствует. Цветных актёров толпами запихивают в любые миры и эпохи, от фэнтезийной реальности Ведьмака до Российской Империи времён Екатерины II. Повышению терпимости зрителей такая практика ничуть не способствует (если не считать выработку толерантности к откровенно халтурной работе создателей подобных сериалов), зато даёт возможность изобразить некое подобие борьбы с расизмом в киноискусстве. И пока данная мода не схлынет, зрителей ждёт ещё немало подобных киноподелок.
А как вы относитесь к подобным режиссерским экспериментам? Напишите об этом в комментариях.