В этом году 1 сентября и начало учебного года проходят в особых условиях. тем не менее я хотела бы высказать мнение по поводу проблем в высшей школы не только как коммунист, но и как человек, работавший в высшей школе. В одном из ведущих американских университетов висит плакат: «Мы обучаем по самой лучшей системе образования – советской системе 30-50-х годов!». Далеко не случайно, что после запуска первого искусственного спутника Земли и полёта в космос сына Советской страны, коммуниста Юрия Алексеевича Гагарина, тогдашний президент США Джон Кеннеди заявил: «Русские выиграли соревнование с нами в первую очередь за счёт превосходства советской системы образования». Реставрация капитализма в нашей стране привела к тому, что все эти достижения остались в Советском прошлом. Нынешняя капиталистическая Россия – страна не просто капитализма, а капитализма зависимого. Подробная характеристика зависимого капитализма дана в документах ВКП(б). Главная особенность такого капитализма – включение данной страны в мировое разделение труда на правах зависимого эксплуатируемого звена и развитие всех отраслей лишь в качестве функции от потребностей и интересов империализма. И нынешняя российская высшая школа – не исключение. Выдающийся русский критик и революционер Белинский писал ещё в XIX веке: «Европа беднее нас талантливыми людьми». Сегодня судьба талантов в России, в первую очередь – талантов в определяющих отраслях науки и техники такова, что российский капитализм не даёт им возможности реализовать себя в собственной стране. Начиная со второго-третьего курса наиболее талантливым студентам – говорю о московских технических ВУЗах – предлагают стажировку на Западе с перспективой получения работы, оплачиваемой прекрасно по российским меркам, но в несколько раз ниже оплаты труда учёных на Западе. Аналогичная ситуация – с ВУЗовской наукой. Оплата труда учёных высшей школы, полное отсутствие возможности заниматься в нынешнем российском ВУЗе научными исследованиями из-за не просто устарелой, а, по современным требованиям – архаичной материально-лабораторной базы – неизбежно порождает такое явление как «утечка мозгов». ВУЗовские учёные обречены на то, чтобы двумя руками хвататься за возможность предложить свои разработки отнюдь не в России. Таким образом, научные исследования, которые продолжают осуществляться, работают отнюдь не на благо народа России, а на обогащение хозяев транснациональных корпораций. За последние годы Россию покинули 70% математиков, 60% ведущих физиков и биологов. Однако сегодня под утечкой мозгов нельзя понимать только прямой выезд квалифицированных специалистов из зависимых стран. Современная «утечка мозгов» – многоплановое явление. Уже сегодня многие научные изобретения делаются в зависимых странах, в частности, в России, однако оседают в виде патентов в ведущих империалистических державах из-за невозможности внедрения их в производство из-за недостаточного финансирования. Примеров в этом отношении более чем достаточно. Уже сегодня российская высшая школа в значительной степени работает на производство квалифицированных кадров, в том числе и научных, для Запада, получая при этом жалкие крохи от «благодетелей» из фонда Сороса и других подобных организаций, которые никогда не занимались благотворительностью и не привыкли выбрасывать деньги на ветер. К этому следует добавить и то, что огромное количество наиболее квалифицированных рабочих и инженеров России работают на филиалах зарубежных компаний, расположенных в России. Однако выпускаемая ими продукция работает на империалистический рынок, и значительная её часть предназначена для сбыта отнюдь не на внутреннем рынке России. Таким образом, мы имеем в зависимой стране не только «внешнюю» (через эмиграцию), но и «внутреннюю» (через работу в зарубежных корпорациях, расположенных на территории зависимой страны) «утечку мозгов». А как готовятся кадры для потребностей России? Начнём с того, что ВУЗы сегодня официально называются «учреждениями по оказанию образовательных услуг», то есть являются нечто средним между прачечной и ремонтной мастерской. Это приводит к тому, что в условиях коммерциализации образования главная задача ВУЗа – добыть как можно больше денег, добыть в том числе и для образовательного процесса и элементарного технического оснащения. Добыть можно несколькими путями – либо включаясь в так называемое международное сотрудничество, продавая и мозги, и патенты (в том числе и секретные!) в другие страны, либо – выбивая госфинансирование ВУЗа – естественно, за откаты чиновникам от образования, либо – открывая коммерческие факультеты. Капитализм, в котором правят деньги, а не труд и талант, объективно способствует тому, что мечтой большинства молодых людей является желание «занять место под солнцем», и лучше всего – не отвечая ни за что. Отсюда и не прекращающийся ажиотаж на поступление на обучение профессиям экономиста, менеджера, банкира, юриста, которыми уже переполнена Россия. Капитализм объективно формирует и ещё одно отвратительное явление. Если главная цель жизни – занять «место под солнцем», то, следуя этой логике, необходимо как можно лучше продать себя работодателю. Отсюда и формирования в период обучения в ВУЗах молодых людей не как специалистов в своей отрасли, а как покупателей оценок и продавцов самих себя. Много говорится о коррупции в высшей школе. Однако она неизбежна, пока существует капитализм с его принципом: «Всё на продажу!». Всё на продажу, включая свой труд, свой талант, свои знания, самого себя… А что такое преподаватель ВУЗа сегодня? Это – либо энтузиаст, который не может бросить свою работу и который поставлен в такие условия, что вынужден работать в четырёх-пяти местах для того, чтобы элементарно прокормить семью. О работе со студентами, о развитии профессионального и научного мастерства в таких условиях говорить просто невозможно. Либо это – человек, который рассматривает свою работу в ВУЗе как государственную службу со всеми вытекающими отсюда последствиями, а, называя вещи своими именами – рассматривает преподавательскую деятельность как абсолютно неконтролируемый источник обогащения. Возможно ли при такой системе осуществлять подготовку кадров высшей квалификации? Как официально заявил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова член ЕРа г-н Садовничий, ""МГУ - это узница олигархов!". Как говорится, без комментариев Не знаю, как насчёт олигархов, как там менеджеры- юристы-экономисты, но в отношении подготовки инженерных кадров ответ очевиден – при такой системе осуществить подготовку кадров, и не только инженерных, но и специалистов в области медицины, сельского хозяйства и т. д. -, невозможно. Отсутствие материальной базы ВУЗов, падение престижа инженерного труда, сокращающееся с каждым годом количество квалифицированного преподавательского состава, наконец, вся система высшего образования сегодняшней России неизбежно ведёт к тому, что наша страна остаётся без инженеров и специалистов, остаётся с продавцами и покупателями. Но ведь каждому ясно, что, прежде чем продать что-то, это надо произвести. И каждый год – новые удары по системе подготовки кадров. Как можно подготовить инженера, если сегодня в технических ВУЗах на такой базовый для любого инженера предмет как теоретическая механика, отводится всего 44 часа? Даже в прошлом веке количество часов на этот предмет составляло минимум 72 часа для всех инженерных факультетов. Недавно я получила новые образовательные стандарты. Приславшие мне их работники одного из московских ВУЗов – люди, весьма далёкие от политики - сделали очень интересную приписку: «Разработчиков этих стандартов надо привлекать за государственную измену!» Соглашаясь, дополню. Нынешняя российская власть выдвигает чуть ли не в качестве национальной идеи «борьбу с терроризмом». Однако со всей ответственностью скажу, что нынешняя власть сама готовит террористов через созданную ей систему подготовки инженерных кадров. Приведу один пример. В городе Углич – прекрасном русском городе, хорошо известном в русской истории – есть уникальный гидрокомплекс, построенный в 40-е годы ХХ века. Сейчас этот гидрокомплекс охраняет подразделение внутренних войск, ибо, если произойдёт террористический акт, под водой окажется 60 тысяч человек. Но ведь если туда придёт выпускник технического ВУЗа, для которого проблема из проблем написать интеграл (а такие сейчас далеко не редкость), то не надо будет никаких террористов – техногенная катастрофа произойдёт из-за его, с позволения сказать, образовательного уровня. Но ведь у нас в стране помимо Угличского гидрокомплекса огромное количество Атомных Электростанций, химических заводов, железнодорожных линий и т.п. Сколько может произойти техногенных и экологических катастроф по вине инженеров-недоучек, которые становятся такими в результате «заботы нынешних властей об образовании»? Поэтому со всей ответственностью можно утверждать – нынешняя система высшего образования есть государственная подготовка террористов. И результаты подобной, с позволения сказать, системы подготовки кадров мы видим сегодня - горящие леса, техногенные катастрофы, наводнения.. И всё это сопровождается таким количеством жертв, таким количеством самого дорогого - человеческих жизней, что по сравнению с творцами и проводниками нынешней системы образования все исламские террористы вместе взятые - просто какие-то приготовишки! Нам могут сказать, что Вы только критикуете нынешнюю власть. Предложите что-то своё. Что же, голословными быть не принято. Мы располагаем научно обоснованной программой мероприятий, которые смогут поднять в короткие сроки систему образования России на уровень тех требований, которые предъявляет время. Отвергая капитализм вместе с его системой образования, мы большевики, располагаем в соответствии с Программой ВКП(б) проектом альтернативной образовательной системы. Системы, основанной на лучших традициях отечественной педагогики, как Российской, так и Советской, традиций, заложенными такими гениями нашего народа как, Ломоносов, Лобачевский, Менделеев, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский с обязательными принципами: всеобщности и доступности образования, единства образовательного и обязательного воспитательного процесса на всех уровнях обучения, связь школы с профессиональной деятельностью, необходимость учёта потребностей страны в системе образовательного процесса и подготовки профессиональных кадров. Что предлагаем мы, большевики? 1. Полная ликвидация безграмотности и детской беспризорности в кратчайшие сроки. 2. Ликвидация коммерческого образования. Немедленное закрытие всех частных школ, гимназий и ВУЗов с передачей их материально-учебной базы в систему государственного образования. Немедленное закрытие иностранных и международных образовательных учреждений всех уровней на территории России с безвозмездной конфискацией. 3. Отделение государственного образования от Церкви, а Церкви от образования вне зависимости от конфессий. Государственное образование – исключительно светское. 4. Бесплатность и доступность всех уровней образования – от начального до высшего, включая аспирантуру и докторантуру. 5. Всеобщее обязательное среднее образование, восьмилетняя неполная средняя школа с последующим обязательным обучением в полной средней школе, ПТУ, или техникуме. 6. Единые образовательные стандарты для всех без исключения школ, всех без исключения регионов России. Поощрения в школах кружков и факультативов. Обеспечение учащихся бесплатными учебниками, утверждёнными на государственном уровне и бесплатной школьной формой. 7. Резкое переоснащение материально-технической базы в соответствие с требованиями времени. Подключение всех образовательных учреждений к единой медиатеке. Восстановление образовательных и обучающих программ на телевидении и радио. 8. Введение достойной оплаты труда педагогов. Приоритетное обеспечение педагогов, в первую очередь – сельских, различными социальными льготами. 9. Русский язык как единый язык образования. В районах постоянного компактного проживания различных национальностей поощрение обучения родному языку в соответствии с объективными потребностями. 10. Поощрение на государственном уровне при едином государственном стандарте образования – широкой системы внешкольного образования (кружки, дома детского творчества, музыкальные и художественные школы, курсы иностранных языков, спортивные секции и так далее). Бесплатность и доступность всей системы внешкольного образования. Особое внимание народная власть уделит системе образования в высшей школе, основными принципами которой станут бесплатность и доступность, неразрывная связь обучения с наукой и профессиональной деятельностью. Мы предлагаем: 1. Немедленное закрытие всех частных ВУЗов и коммерческих факультетов в государственных высших учебных заведениях. Выход из Болонской системы. Прекращение коммерциализации ВУЗовской науки, отмена платных публикаций и защит диссертаций. Жесточайшее искоренение коррупции в ВУЗах, которая будет приравнена к государственному преступлению со всеми вытекающими отсюда последствиями. 2. Государственное планирование системы подготовки специалистов высшей квалификации в соответствии с интересами страны при поощрении набора студентов на приоритетные специальности, необходимые для развития государства. 3. Обеспечение в высшей школе неразрывного сочетание обучения, профессиональной практической подготовки и науки. Поощрение ВУЗовской науки и научного творчества студентов, оснащение ВУЗовских лабораторий и учебных корпусов современной техникой и оборудованием. 4. Решительное прекращение утечки мозгов и патентов. Мы защитим труд и талант наших учёных и примем меры к тому, чтобы они работали на благо трудового народа России. 5. Единый государственный стандарт образования по соответствующей специальности. Обновление учебников не реже одного раза в год. 6. Социальная защита студентов, введение стипендий на уровне, достаточном для того, чтобы студент мог полноценно учиться. Запрет отвлечения студентов в учебное время на мероприятия, не связанные с учёбой. Развитие социальной инфраструктуры ВУЗов, необходимой для успешной учёбы и полноценного отдыха студентов, для занятий спортом и создания студенческих семей. 7. Введение достойной заработной платы преподавательского состава. Создание необходимых условий для профессионального, педагогического и научного совершенствования работников высшей школы. 8. Особое внимание народная власть уделит высшему медицинскому образованию. Медицинские ВУЗы будут в первую очередь обеспечены всем необходимым для учебного процесса. Получающие образование студенты-медики будут в обязательном порядке сочетать учёбу с практической работой на «Скорой помощи» и в больницах (военные медики – в госпиталях) в соответствии с уровнем образования (санитар – средний медицинский работник – фельдшер – ассистент врача). Введение при получении медицинского диплома «Клятвы врача», которая будет приравнена по своей сущности к Воинской Присяге. 9. Введение обязательной практики государственного распределения молодых специалистов с обеспечением молодых специалистов всем необходимым по новому месту работы. 10. Система ведомственных ВУЗов или факультетов, имеющих государственный стандарт обучения, но в связи с особенностями профессиональной подготовки соответствующих специалистов – собственную программу обучения и дисциплину, утверждённые на государственном уровне. Нам могут сказать: «Вы всё замечательно говорите, но где взять деньги на реализацию всех этих проектов?». Отвечу словами Владимира Ильича Ленина: «В России достаточно угля, металла и хлеба, и мы победим, если мы подчиним всё это народному контролю». Одной доли процента всего, что ежегодно тратят господа правители на свои развлечения, на свои яхты и содержание пропагандистско-силовой обслуги, вполне хватит для вывода системы образования России на уровень современных требований требований третьего тысячелетия! Коммунисты никогда не были наивными утопистами. Мы прекрасно понимаем, что реализация всех этих мер при капитализме невозможна. Именно поэтому призываю подумать, сделать выводы и – если Вам дорого Ваше будущее, будущее Ваших детей, будущее нашей Родины – вставайте в ряды борцов за общество подлинного гуманизма и социальной справедливости, за социализм, за Социалистическую Россию!
К Дню знаний. Нынешнее состояние образования в России и позиция ВКП(б).
13 минут
16 прочтений
1 сентября 2020