Найти в Дзене
Смотри в себя

Что означает «кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую»? Объясняет профессор Осипов.

Алексей Ильич Осипов - профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
Эти слова Иисуса Христа про то, что надо подставить и левую щеку, имеют непрямой смысл. Здесь дан закон отношений между людьми. У кого сильнее воля? У того, кто на укол ответит десятью уколами, а на малейшее слово ответит десятью словами? Или у того, кто сдержится. Ну,

Алексей Ильич Осипов - профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.
Алексей Ильич Осипов - профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Эти слова Иисуса Христа про то, что надо подставить и левую щеку, имеют непрямой смысл. Здесь дан закон отношений между людьми. У кого сильнее воля? У того, кто на укол ответит десятью уколами, а на малейшее слово ответит десятью словами? Или у того, кто сдержится. Ну, конечно, воля сильнее у того, кто сдержится. Ну, мало ли мне кто что сказал в горячке. Начинается брань, вражда… Из ничего, из-за пустяка. Когда обратятся к источнику спора, поймут, какая это глупость.

О чём идет речь в данном случае? Человека укололи, задели его самолюбие. Если ты можешь – воздержись от ответного удара. И увидишь, как сохранишь мир, например, в семье, в коллективе, с другими людьми. Но на это требует силы. Если ты сильнее – сделай так. Если так не сделаешь – начнётся пожар.

И вспомните, как #Христос вел себя на суде. Когда один палач очень сильно ударил его, помните, что сделал Христос. Он подставил другую щеку, Он сказал: «Если я не прав, скажи, что я не прав. А если я сказал верно – за что ты бьёшь меня?»

Всё #Евангелие написано языком того времени, того народа. Весь язык приточный. Языки восточных народов всегда отличались и отличаются до сих пор своей метафоричностью. Итак, речь идёт не о пощечинах, как таковых, а о характере отношений между людьми.

И совершенно другая ситуация, когда мы говорим о войне. Здесь всё сводится к чему? Здесь человек идет на защиту своего народа. На защиту от завоеваний, страданий, смерти и насилия. Здесь человек жертвует собою.

Помните Куликовскую битву начали два воина – Пересвет и Челубей. Знал ли Пересвет человека, который вышел против него? У них были враждебные отношения? Они были врагами? Они впервые встретились на поле боя. Речь в данном случае идет не о злобе друг против друга. А о том, что противник является в данном случае олицетворением того зла, которое надвигается на мой народ. И я должен бороться, насколько могу, и даже жертвуя собою. С носителем зла идёт борьба, а не с личностью человека.

Но вернемся к первому случаю - о личных отношениях между людьми. В семье вспыхнула ссора. И вдруг тебя ударили словом. Если ответишь на это – дело кончиться разводом. Всё может пропасть и рассыпаться. А если ты сможешь удержаться и сказать: «Извини, я оказался не прав». (Хотя, на самом деле, может быть, и прав).

Извинился, Всё утихло. Всё успокоилось. Потом, в спокойной обстановке можно поговорить, объясниться – кто прав, кто виноват. Удар по щеке. Вспышка. В гневе разум бывает помрачен. Поэтому мудрые люди советуют: никогда не принимай решения, когда ты разгневан. Успокойся. И только потом принимай решение. В этом смысле – подставить другую щеку. А не в прямом.

Друзья, подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать!

Все статьи канала здесь смотри в себя