Найти тему
Записки грозненца

Политические и социально-экономические предпосылки вооруженного конфликта в Чечне в начале 90-х годов.

Мирный Грозный
Мирный Грозный

Начавшаяся в апреле 1985 г. перестройка в СССР вселила большие надежды всему населению страны, в том числе в национальных районах, на радикальное изменение ситуации, прежде всего в сфере прав и свобод граждан и восстановления нарушенной в результате ≪искривлений≫ социальной и национальной справедливости. Целью перестройки было построение гуманного социализма и вхождение в общечеловеческую цивилизацию.

Волна сепаратизма, охватившая СССР в период перестройки, приняла новый размах после принятия I съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете России.

Вслед за этим подобные декларации приняли парламенты 10 союзных и 12 автономных республик. Процесс суверенизации автономных республик создавал проблемы для единства самой России, но у Ельцина как главного ≪толкача≫ российской суверенизации не было оснований возражать против такой постановки вопроса автономиями. Именно тогда в Башкирии им была произнесена фраза о том, что народы РСФСР могут взять ≪ту долю власти, которую сами смогут проглотить≫.

Распад СССР начался межнациональными конфликтами на Кавказе. Под конец своего существования СССР уже не контролировал развитие ситуации ни на своей собственной территории, ни на сопредельных землях. Советский Союз разрушился как территориально, так и внутренне: советский народ, как ≪новая историческая общность≫ перестал существовать.

Все части бывшего СССР испытали тогда чудовищную деградацию, падение уровня жизни, утрату современных технологий и архаизацию общественных институтов. Был сильный Советский Союз – влиятельное государство на международной арене, и вдруг он изнутри ≪запылал≫. По мнению видного специалиста по межэтническим отношениям В.А. Тишкова, ≪определяющим моментом движений был фактор политический – стремление гражданских сообществ обрести суверенитет и оформить государственность, которой они не имели или были лишены в прошлом≫.

Политика перестройки и распад СССР привели к подъему национально движения в тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Важно отметить, что чеченцы тогда стремились не столько выйти из состава СССР, сколько к тому, чтобы повысить свой национально-государственный статус, т.е. выйти из состава РСФСР и стать союзной республикой.

Силы в РСФСР, боровшиеся за власть с руководством СССР, использовали как оружие сепаратистские течения национальных республик, причём успех был полный. Но наивно было надеяться, что такой процесс остановится на границах РСФСР.

Развитие событий в Чечне можно проследить буквально день за днем по страницам периодической печати, причем начало перестройки излагается в различных изданиях повествовательно и непротиворечиво.

Первые два года перестройки не оказали сколько-нибудь существенного влияния на общественно-политическую жизнь Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР). Единственным местом для дискуссий и обкатки новых идей были партийные собрания, где демократически настроенная часть коммунистов выступала в поддержку реформ. Одновременно углубление реформ в центре ускоряло процесс формирования политической оппози-ции власти на местах. Напряжение постепенно нарастало, и к концу 1987 года чечено-ингушскому обществу нужен был лишь повод для стихийного взрыва. Таким поводом стало начало строительства биохимического за-вода по производству лизина вблизи г. Гудермес. Группа чеченских спе-циалистов во главе с Р. Эзбулатовым сделала достоянием общественности данные об опасности этого производства для здоровья человека. Экологи-ческое движение почти сразу приобрело политический характер. Летом 1988 года создается неформальная группа ≪Союз содействия перестройке≫, которая вскоре была преобразована в Народный фронт ЧИАССР во главе с неким Бисултановым. Социальной базой движения ≪неформалов≫ были преимущественно бедные слои чеченского общества. В 1988 году возникло ≪научно-просветительское≫ общество ≪Кавказ≫. Его деятельность положила начало не только открытым дискуссиям по проблемам истории вайнахов, но и дала толчок к политической организации национальной интеллигенции во главе с журналистом Л. Салиговым. Вскоре появилось первое печатное издание ≪неформалов≫ – бюллетень ≪Справедливость≫.

На волне гласности и демократизации встал вопрос о смене политичес-кого руководства в ЧИАССР. Первым секретарем Чечено-Ингушского об-кома КПСС, впервые за всю советскую историю, был избран чеченец Доку Завгаев, ранее работавший вторым секретарем обкома КПСС.

В республике начался процесс либерализации режима власти. Во-первых, был смягчен диктат официальной идеологии, возникли ростки независимой прессы. Публичной критике начала подвергаться концепция добровольного вхождения Чечни в состав России. Во-вторых, как и в нача-ле 1920-х гг., была либерализирована политика в отношении ислама. Было создано самостоятельное духовное управление мусульман (муфтият – совет улемов), построены сотни мечетей, открыты два исламских института (в г.Назрани и с. Курчалой), тысячи верующих впервые в истории совершили коллективный хадж – паломничество к святым местам мусульман в Саудовскую Аравию.

В-третьих, начался процесс обновления кадрового состава парторганов.В феврале – марте 1990 года Д. Завгаевым была инициирована в сельской местности волна митингов с требованием устранить с постов старых руководителей районов. В Чечне начался процесс формирования новой национальной элиты. Впервые среди чеченцев докторами наук, профессорами в разных областях знаний стали в это время Ю. Дешернев, И. Арсаханов, И. Аллероев, Р. Хасбулатов, С. Хаджиев, Х. Ибрагимов, В. Межидов, С. Зоев, Д. Гакаев. В Советской Армии появились первые чеченские генералы Дудаев, Шабахов, Ибрагимов. Заметными были успехи в искусстве и спорте. Грозный превратился в крупный промышленный, культурный и научный центр.

Выразителем национальных требований в Чечено-Ингушетии, в основном в сфере прав человека, стала местная интеллигенция. Она способствовала формированию политического дискурса, но, в отличие от интеллигенции Закавказья, она не сумела занять политически важные посты, а ее влияние впоследствии значительно уменьшилось. Чеченскую элиту можно разделить на три основные категории: бывшая партийная номенклатура, бывшие советские военнослужащие и обладающие большой властью лидеры различных национальных организаций, зачастую с судимостями в прошлом. Начиная с 1991 года, каналами создания новых элит служили этнические организации, они же обеспечивали поддержку общества представителями прежней системы,зарекомендовавшими себя в служении национальной идее. При этом был распространен этнический плюрализм, который предопределил появление новых политических деятелей. Среди них выделяются прежде всего советские генералы, к тому времени только что появившиеся на политической арене: Д. Дудаев, Р. Аушев, С. Бенпаев, М. Кахриманов, полковник А. Масхадов. Отношение к ним было как к национальным героям, вокруг которых могут объединиться этнические группы.

Доку Завгаев.
Доку Завгаев.

Уже с 1990 г. усиливаются позиции национально ориентированных лидеров и слоев. Тогда же Вайнахская демократическая партия (ВДП) выступает одним из инициаторов проведения чеченского национального съезда. 23-26 ноября 1990 года в Грозненском цирке открылся I съезд чеченского народа. На съезде был избран Исполком Чеченского национального съезда – ИК ЧНС, главой которого стал генерал-майор авиации ВС СССР Джохар Дудаев, заместителем – Лечи Умхаев. Это был съезд представителей не всех народов, проживающих в ЧИАССР, а только чеченского. Съезд принял ≪Декларацию о суверенитете Чеченской Республики Нохчи-Чо≫ (Нохчи-Чо – буквально ≪чеченское государство), но в ней содержался пункт о готовности стать равноправным объектом Союза суверенных республик.

Под воздействием Декларации о суверенитете, принятой общественной, но чрезвычайно авторитетной организацией, проявили соответству-ющую активность и государственные органы республики. Сразу после окончания работы съезда, 27 ноября 1990 г. Верховный Совет ЧИАССР принял Акт о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Респуб-лики (ЧИР), Акт утверждал верховенство Конституции ЧИР (следовало понимать, над Конституцией РСФСР) и объявлял землю, недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы на территории республики исключительной собственностью ее народа. В документе ничего не говорилось о выходе ЧИР из состава РСФСР, и руководство Верховного Совета ЧИР (ВС ЧИР) отвергало такую трактовку принятого Акта о суверенитете. Но руководство и сторонники ВДП и ЧНС восприняли Акт о суверенитете именно в сепаратистском духе. С этого момента в Чечне началось противостояние сторонников Верховного Совета ЧИР и сторонников Исполкома ЧНС.

8–9 июня 1991 года прошла вторая сессия Чеченского национального съезда, в которой принимали участие наиболее радикально настроенные делегаты, поддерживавшие Общенациональное Движение Чеченского народа (ОДЧН). Делегаты вторично проголосовали за провозглашение Чеченской республики Нохчи-Чо и приняли решение о низложении Вер-ховного Совета ЧИР. ЧНС переименовали в Общенациональный Конгресс Чеченского народа (ОКЧН), был избран новый исполком во главе с тем жеД. Дудаевым, но укомплектованный национал-радикалами Ю. Сосламбековым, З. Яндарбиевым, Х. Ахмадовым. Лечи Умхаев вышел из состава руководства Конгресса.

К августу 1991 года вся Чечня была уже в том состоянии, которое можно назвать предреволюционным. 19 августа 1991 года, в связи с началом путча в Москве, ОКЧН, ВДП, ≪зеленые≫ и другие радикальные организации начали митинг в центре Грозного. 22 августа митинг потребовал отставки ВС ЧИР, который фактически поддержал ГКЧП во время путча в Москве. В тот же день митингующие захватили здание республиканского телецентра, Дудаев выступил по телевидению с обращением к гражданам. 25 августа 1991 года ВС ЧИР открыл свою чрезвычайную сессию, на которой депутаты признали последние действия ОКЧН неконституционными, и поддержали Д. Завгаева. 26 августа в Грозный прибыли члены Президиума Верховного Совета РСФСР Асламбек Аслаханов и Инга Гребешева, заместитель председателя Совета Министров РСФСР. Они строго предупредили Завгаева о недопустимости применения силы для разрешения политического кризиса. Москва явно демонстрировала свою симпатию к оппозиционерам, поскольку ее категорически не устраивало руководство региона, поддержавшее путчистов. Телеграмму с требованием роспуска ВС ЧИР прислал и Р. Хасбулатов, тогдашний глава российского парламента. Структуры МВД и КГБ ЧИР получили приказание от российского руководства не вмешиваться в события в Грозном. Республиканские власти были в большой степени деморализованы этим фактом. 29 августа 1991 года весь президиум ВС ЧИР подал в отставку. Д. Завгаев и его заместители продолжали исполнять свои обязанности, по инициативе Завгаева была создана переговорная группа, которая начала консультации с лидерами ОКЧН.

К началу сентября исполком ОКЧН, возглавляемый Дудаевым, уверенно контролировал ситуацию в Грозном. Сформированная ОКЧН так называемая национальная гвардия, вооруженная преимущественно ружьями и пистолетами, овладела зданием телецентра и Совмина республики, над которым взвилось зеленое знамя ислама. Прошедшая 1-2 сентября 1991 года сессия ОКЧН объявила Верховный Совет Чечено-Ингушетии низложенным и передала всю исполнительную власть в республике исполкому ОКЧН. Исполком, в свою очередь, назначил на 27 октября выборы нового парламента и президента Чеченской Республики Нохчи-Чо.

В ответ ВС ЧИР ввел в Грозном с 3 сентября чрезвычайное положение. Это только ускорило развязку: 6 сентября Национальная гвардия штурмовала Дом политического просвещения, где шли заседания Верховного Совета. 40 депутатов были избиты, несколько человек получили ранения, а председатель горсовета Грозного Виктор Куценко погиб. Существуют две версии его гибели: Д. Данлоп, Э. Паин, А. Попов считают, что В. Куценко при попытке спастись от возможного захвата радикалами, выпрыгнул из окна третьего этажа и скончался от полученных при падении травм. По второй, более реальной, версии, которой придерживается Станислав Го-ворухин, глава комиссии Госдумы по Чечне, Куценко был убит так называемыми дудаевскими ≪гвардейцами≫, выбросившими его из окна.

Все эти события происходили с явным, ничем не прикрытым нарушением конституционного и уголовного законодательства РСФСР, однако при полном одобрении Москвы. Этот период некоторые исследователи вполне справедливо считают упущенным моментом, когда еще малой кровью можно было предотвратить большую кровь.

В республике практически установилось двоевластие, причем официальная власть мало что могла, а сторонники Дудаева действовали по своему усмотрению. В республике стало резко возрастать количество противоправных и чисто криминальных действий, начался отъезд русского населения.

Судя по всему, руководство РСФСР не знало, как реагировать на ситу-ацию в Чечне: Дудаев в принципе делал то же самое, что и Ельцин в Рос-сии – стремился стать президентом суверенной страны, для чего разрушал структуры союзного государства и существующего государственного строя, опираясь на силу, а не на закон. И если поначалу действия ОКЧН находили поддержку тогдашнего руководства России, которое видело в нем союзника в борьбе против коммунистического режима и союзного центра, то вскоре ситуация стала меняться.

27 октября 1991 г. ОКЧН провел в Чечне парламентские и президентские выборы. Президентом был избран Д. Дудаев. Достоверных сведений о количестве принявших участие в выборах и проголосовавших за Дудаева, нет. Приводимые же цифры резко разнятся в зависимости от того, кто их обнародует. По данным самих дудаевцев, в выборах приняли участие 72% избирателей; за Дудаева проголосовали 90,1%. Согласно докладу генерал-майора Соколова, начальника Грозненского гарнизона ВС СССР, в выборах приняло участие 77% (490 тысяч человек) жителей республики, обладавшие правом голоса, и более 416 тыс. (85 %) проголосовали за Ду-даева. Имеются и другие цифры: в выборах участвовали более 470 тыс. чел. из 640 тыс. имевших право голоса (т.е. более 73 % избирателей), а по оценкам ряда экспертов, в выборах приняли участие не более 10-12 % из-бирателей. Голосование прошло только в 6 из 14 районов республики. В выборах не участвовало все ингушское население и большинство жителей плоскостных районов (в том числе Шелковской, Наурский районы со значительной численностью русского населения). Между тем, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., на территории ЧИАССР проживали 293 700 русских (23,1% всего населения республики).

По факту в течение всей избирательной кампании, на которую было отведено менее двух недель, республика фактически жила в условиях военного положения. В некоторых районах число проголосовавших пре-высило число зарегистрированных избирателей, в стоявшие на площадях урны для голосования пачками вбрасывали бюллетени, заполненные буд-то бы представителями чеченской диаспоры из других регионов.

Таким образом, Д. Дудаев, получив якобы абсолютную поддержку избирателей, стал первым президентом Ичкерии. 1 ноября 1991 г. президент Д. Дудаев обнародовал указ ≪Об объявлении суверенитета Чеченской Республики≫, что означало ее выход из состава Российской Федерации, а также создание независимой Чеченской Республики Ичкерия. (≪Ичкерия≫ –название средней части Чечни, откуда вышли тейпы – ветви чеченского родоплеменного этноса). ≪Чечня отныне называется Чеченская Республика – Ичкерия. Второе название введено в целях сохранения исторического названия территории проживания чеченского народа≫.

Джохар Дудаев
Джохар Дудаев

В Москве забеспокоились, и в ноябре 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов РСФСР признал проведенные в Чечне выборы незаконными.

7 ноября 1991 года Ельцин по инициативе А. Руцкого и С. Шахрая издал президентский указ ≪О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике≫. Это было началом давно ожидавшегося усмирения мятежной республики.

В ходе начавшегося противостояния российского и чеченского руководства чеченское общество консолидировалось вокруг президента Дудаева. В ответ на указ Ельцина парламент Чечни передал Дудаеву дополнительные полномочия, началось вооружение отрядов самообороны, военным министром был назначен Юсуп Сосламбеков.

Начиная с этого инцидента, когда тогдашняя российская власть показала свою несостоятельность в политическом предвидении и регулировании ситуации, Дудаев мог делать в Чечне практически все, что хотел, игнорируя федеральные власти и лишая их возможности вмешательства и контроля.

Все федеральные структуры были из республики изгнаны. Сама же федеральная власть в этот период перестала делать резкие движения, явно надеясь на то, что режим Дудаева дискредитирует себя.

Материалы тогдашней прессы наглядно демонстрируют неспособность, а главное, нежелание тогдашней центральной власти дать анализ начавшихся сепаратистских действий в Чечне, хотя какие-то действия, разумеется, предпринимались. Это было связано не в последнюю очередь с тем, что осенью 1991 г. реальной политической власти в СССР уже не было, а власти России еще не могли полностью контролировать ситуацию в стране, армия переживала растаскивание, КГБ – реорганизацию. Можно поражаться, как в этот трагический момент почти смертельной слабости Россия не распалась совсем.

Часть пишущих о Чечне авторов акцентирует внимание на положении русских в республике в 1990-х гг., когда утверждался этнополитический режим. Позиции авторов, как писавших непосредственно по следам событий в середине 1990-х гг., так и высказавших свои оценки к началу XXI в., совпадают. Так, Л. Нефедова в газете ≪Россия≫ писала о том, что наращивание мускулатуры дудаевского окружения сопровождалось террором против населения, изгнанием русских из Чечни. Чечня превратилась в тлеющий факел необъявленной войны. Ссылаясь на материалы, находящиеся в правоохранительных структурах России, администрации президента РФ, в Федеральном собрании РФ, в других ведомствах, имеющих касательство к положению в Чеченской Республике, автор журнала ≪Наш современник≫ В. Морозов свиде-тельствует о терроре против нечеченского населения республики, который проводился по личному указанию президента Д. Дудаева и его окружения.

Автор приводит достоверные данные о том, что с 1991 по 1999 гг. на территории Чечни было убито (не считая погибших во время военных действий) более 21 тыс. русских, захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих ≪некоренным≫ жителям Чечни (включая ингушей). Более 46 тыс. человек было обращено в рабство либо использовано на принудительных работах (от сбора дикорастущей черемши до строительства дороги в Грузию через Итум-Кале и Тазбечи). Только за период с 1991 года по декабрь 1994 года (то есть до ввода федеральных войск) Чечню покинуло более 200 тыс. русских.

Однако и эта оценка не является вполне объективной из-за игнорирования тенденций исхода русских из Чечни в предыдущий период. Из-за ухудшающегося социально-экономического положения в период перестройки русские массово покидали республику еще до начала борьбы за власть между чеченскими этнополитическими кланами. Между двумя переписями населения, с 1979 по1989 гг., численность русских в Чечене уменьшилось на 12,6%. Следовательно, исход русских из республики, о котором так много говорили, сваливая вину только на генерала Дудаева, начался, как видим, значительно раньше его прихода к власти, хотя, несомненно, после этого события миграция нечеченского населения значительно усилилась.

Интересным аспектом в отражении чеченских событий является срав-нение двух лидеров Чечни конца 1980 – начала 1990-х гг. – Д. Завгаева и Д. Дудаева. В Чечено-Ингушетии представитель одной из титульных национальностей высшую должность в республике впервые смог получить только в 1989 году, на поздней фазе горбачевской перестройки. Им стал чеченец Доку Завгаев. При этом свою должность первого секретаря компартии республики он получил не из рук Москвы, как это было до того всегда и везде, а вопреки рекомендации ЦК, в ходе внутренних политических коллизий в республиканской организации КПСС, на подъеме ≪гласности≫ и ≪демократизации≫ в стране.

Оценка личности Д. Завгаева весьма нелестна. Первый секретарь комитета партии ЧИАССР Д. Завгаев делал все, чтобы на волне перемен, поднятой горбачевскими реформами, захватить как можно большую власть. Весной 1990 года он избрал сам себя на пост председателя ВС ЧИАССР, иначе говоря, объединил в своем лице две высших должности – партийного и республиканского лидера. Завгаев был также избран делегатом съезда народных депутатов РСФСР, а, кроме того, стал членом ЦК КПСС. В то время казалось, что практически никакие обстоятельства не могли бы сместить его с занимаемых им многочисленных руководящих должностей. Именно с приходом к власти Завгаева началось активное вытеснение с руководящих должностей русских и других нечеченцев в партийных, советских органах, органах МВД и прокуратуры, судах, торговле, транспорте, промышленности.

В этот период в Эстонии служил в Советской армии ветеран войны в Афганистане, чеченец по национальности, летчик – генерал Джохар Дудаев. Летом 1990 года генерал Дудаев подал в отставку и переехал в Грозный. В ноябре 1990 г. Д. Дудаев участвовал в I съезде чеченского народа, на котором он был избран главой Исполкома. В связи с этим странной, только красного словца ради, кажется характеристика Д. Дудаева в качестве участника съезда как ≪свадебного генерала≫, данная Л. Нефедовой в газете ≪Россия≫ в 1995 г.

Чечня, несмотря на внешние признаки благополучия, по социальному обеспечению занимала предпоследнее место среди всех республик и автономий бывшего СССР и первое место по смертности детей. В то же время партийно-управленческая элита имела высокую материальную обеспеченность – это было привилегированное общество, что особенно четко просматривалось на фоне нищеты и безработицы чеченского народа в целом.

Чеченцы, которые всегда гордились тем, что они исторически являются равными среди равных, очень болезненно переживали то, что между раз-ными слоями общества – богатыми и бедными образовалась непреодоли-мая пропасть. Это не могло не наложить отпечаток на дальнейший ход развития демократических преобразований в Чечне.

С точки зрения Ю. Сосламбекова, ≪одной из основных причин избрания Д. Дудаева председателем Исполкома ОКЧН, а в дальнейшем президентом Чеченской Республики, на мой взгляд, является то, что он не принадлежал ни к первой, ни ко второй группе ≪крутых≫ чеченцев, уже посматривавших на своих собратьев свысока. Выбирая Дудаева, народ рассчитывал, что он сумеет создать в республике благоприятные условия, способные ликвидировать эту разницу. Но Дудаев не оправдал надежды простых чеченцев.

После избрания он образовал собственную команду, взял под контроль национальные и природные богатства республики и начал откровенно их расхищать, нисколько не беспокоясь об остальной части населения≫.В статье А. Смирнова ≪Чеченская ситуация: взгляд изнутри≫ в патриотической газете ≪День≫ даются близкие к позиции Ю. Сосламбекова оценки.

Как появился Дудаев? Националисты считали его в тот период наиболее подходящей фигурой. В республике не жил, а значит, не был связан с коррумпированными группами, происходил из небольшого тейпа Ортсхой (80% членов этого тейпа проживают за границей). Сильной стороной Д. Дудаева стало и то, что при традиционно позитивном отношении чеченцев к военным и воинской доблести возникла ассоциативная связь≪Дудаев = независимость≫. Но было у Дудаева как у лидера и много слабых сторон: отсутствие организаторских способностей, не обладает потенциалом идеолога, не способен решать стратегические задачи, не способен создать качественное окружение.

Конституционный суд в 1995 году определил позицию Центра в 1991 году как безответственную. Именно Центром были порождены и сам Дудаев, и его режим. Дудаев начал разрушать федеральные структуры власти в республике, школы закрывались и переоборудовались под военные учебные центры. Народу крохотной республики советский генерал-отставник навязал войну и ненависть. Так происходило постепенное отделение Чечни от Российской Федерации. Националистически настроенные вожди сулили своим народам в случае обретения независимости невероятное процветание, ≪как в Кувейте≫ или ≪как в Европе≫. ≪После достижения Чечней независимости в доме каждого чеченца из кранов вместо воды будет течь верблюжье молоко≫, – обещал в 1991 году своим соплеменникам Джохар Дудаев.

После неудачи с введением чрезвычайного положения в 1991 г. противники Дудаева в Чечне не смогли провести альтернативные выборы, но они не признали власть Дудаева и в ряде районов создали отряды самообороны. Обстановка накалялась. С осени 1991 года по май 1992 г. в Чечне происходил насильственный захват имущества и военных объектов Вооруженных Сил России. Однако весной 1992 г. процесс вооружения дудаевского режима приобрел легитимные формы. Директива командующего Северо-Кавказским округом № 316/1/038ш/ от 26 мая 1992 года предписывала разделить оружие между Чеченской республикой и Россией по 50%.

В мае 1992 года П. Грачев узаконил эту передачу: 50% вооружений. Вот официальный перечень оружия, техники и боеприпасов, переданных ду-даевцам в июне 1992 года с военных складов российской армии.

1. Пусковых установок тактических ракет – 2 ед.

2. Бронетанковой техники: танков Т-62, Т-72 – 42 ед., БМП-1, БП-2-2 –

36 ед., БТР и БРДМ – 30 ед.

3. Противотанковых средств: переносных комплексов ≪Конкурс≫ – 2 ед.,

≪Фагот≫ – 24 ед., ≪Метис≫ – 51 ед., РПГ – 113 ед.

4. Артиллерии и минометов – всего 153 ед. . Стрелкового вооружения –

всего 41538 ед., из них автоматов Калашникова – 823 ед., снайперских винтовок (СВД) – 533 ед., автоматических гранатометов ≪Пламя≫ – 138 ед., автоматов АКМ – 937 ед., пистолетов ПМ и ТТ – 10581 ед., танковых пулеметов – 678 ед., крупнокалиберных пулеметов – 319 ед.

5. Авиации: около 300 различных типов.

6. Средств ПВО: зенитный комплекс ≪Стрела≫-10 – 10 ед.,

ПЗРК-≪Игла≫ –7 шт., зенитных установок различных типов – 23 ед.

7. Боеприпасов: снарядов – 25740 ед., гранат – 154500, патронов около 15 млн. шт.

Заполучив по странной милости Москвы такой мощный арсенал, Дудаев сумел в короткий срок создать дееспособную высококвалифицированную армию и бросить вызов Российской Федерации. В начале июля 1992 года части бывшей Советской Армии покинули территорию Чечни, оставив, по согласованию с Б. Ельциным, горы советского оружия .

-4

Противостояние внутри Чечни продолжалось, причем обе стороны –президент и парламент Чечни – считали виновником происходящего Москву. В текущей печати приводились мнения сторон. Оппозиция, в роли которой выступал парламент, постулировала: ≪Российские войска для того и ушли, оставив оружие Дудаеву, чтобы у нас вспыхнула гражданская война≫. Президентское окружение также ссылалось на ≪козни Москвы≫: ≪Мы располагаем убедительными документами, что оппозиция подогревается российскими сторонниками Хасбулатова≫. В Москву из Чечни шли обращения от различных оппозиционных режиму Дудаеву групп. Вот цитата из Обращения к Б. Н. Ельцину и Р. И. Хасбулатову лидеров оппозиции Дудаеву: ≪Как известно, осенью 1991 года в Чечне были совершены государственный переворот и узурпация власти Дудаевым и его кликой. Решающую роль сыграла в тот ответственный для наших народов период недальновидная политика лидеров демократической России. Сейчас ЧР находится на грани катастрофы. В считанные месяцы развалена экономика. Остановлены заводы, фабрики, идёт грабеж национальных богатств…≫.

Руководители ведущих ассоциаций деловых кругов России, крупных промышленных предприятий и предпринимательских структур в открытом письме президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину также просят принять меры для скорейшего мирного решения острейшего кризиса в Чечне, прекратить вооруженное противостояние .

Легальный бизнес беспокоился не напрасно. Промышленность Чечни выпускала продукцию более тысячи наименований, высокая степень кон-центрации промышленности была в г. Грозном (50%). Большое значение в хозяйстве республики имеет попутный нефтяной газ, добыча которого в 1992 году составила 1,3 млрд и в 1993 году – 1,0 млрд кубометров. В республике имеются месторождения каменного и бурого угля, меди и полиметаллов. Среди природных богатств Чечни особого внимания заслуживают многочисленные минеральные источники различного химического состава, самый крупный из них – Шатоевский. Но главное ресурсное богатство республики – это нефть. Чечня является одним из старейших центров нефтедобывающей промышленности России – промышленная разработка нефти началась в 1853 г. В мировой истории нефтяных промышленных разработок грозненская промышленность долгое время была третьей после азербайджанской и американской (США). Перед началом Второй мировой войны в республике добывалось 4 млн тонн нефти в год. В течение 1960-х годов добыча нефти росла, достигнув пикового уровня (21,3 млн .тонн) в 1971 г., что составляло более 70% общероссийской добычи. И хотя в 1980 – начале 1990-х годов добыча нефти упала до 4–5 млн тонн, Чечня по-прежнему являлась основным поставщиком бензина, керосина, дизтоплива и мазута для всего Северного Кавказа, части Закавказья и ряда областей России и Украины. В последующие годы добыча нефти стремительно падала.

Поскольку основу индустриального комплекса Чеченской Республики составляла не нефтяная, а нефтеперерабатывающая промышленность, наличие мощного перерабатывающего комплекса превратило республику в основного поставщика авиационных масел (до 90% всего производства в СНГ). Более 600 предприятиям СНГ, а также других государств, поставлялись производимые в Чеченской Республике смазочные материалы, ацетон, фенол, синтетические дубители, спирт, полиэтилен низкого давления, катализаторы, кормовые обогатители – всего продукции более 80 наименований. Вырабатывалось около полутора десятка видов парафина.

Большинство исследователей экономической истории региона (Л. Усманов, Д. Данлоп, И. Сухов, Ю. Сосламбеков, Р. Хасбулатов, Г. Абубакаров, Л. С-Э. Басханова, А. Гушер, М. Баскунаев) отмечают, что хотя республика до конца 1980-х гг. еще извлекала из недр огромные запасы высококачественной нефти, а в Грозном функционировал мощный топливно-энергетический комплекс, по уровню жизни к 1990 году среди всех бывших субъектов СССР Чечено-Ингушетия занимала последнее, 73 место. К концу 1980-х гг. уровень безработных в сельской местности, где проживала основная масса чеченцев, достигал 75%, не менее 40% всего чеченского населения в трудоспособном возрасте была вовлечена в отходничество. Из-за отсутствия возможности работать у себя на родине десятки тысяч взрослых мужчин и женщин вынуждены были ежегодно выезжать на сезонные работы в Сибирь и республики Средней Азии (так называемые ≪шабашки≫).

В политическом плане попытки урегулировать ситуацию были бесплодными. В Москве возникла идея об особом статусе для Чечни: ей предлагался статус ≪специальной автономной республики≫. Но Дудаев считал, что статус Чечни может быть не ниже, чем у стран-членов СНГ. Осенью 1993 г. Дудаев объявил, что жители Чечни не примут 12 декабря 1993 года участия в выборах нового российского парламента и в референдуме по новой Конституции РФ. В ответ Ельцин 7 декабря 1993 года приказал закрыть границы с Чечней. Эта мера ударила по потоку контрабанды, которая шла между Чечней и Россией. Только по воздуху ежемесячно в Россию направлялись около 150 авиабортов с контрабандой.

Действительно, Москве была выгодна гражданская война в Чечне, поскольку российские спецслужбы в 1994 г. пришли к выводу о том, что в Чечне большинство жителей разочаровалось в режиме Дудаева. Для внутренней чеченской оппозиции из России стали поступать деньги, оружие, боеприпасы, боевая техника.

Желание силой вернуть Чечню в рамки правового поля России привело к противоположному результату – на силу был дан силовой ответ. На территории Чеченской Республики – части РФ – начались военные действия.

Война в Чечне оказалась огромной проблемой для России и в военном, и в моральном, и в экономическом плане.