Его жизнь была наполнена резкими поворотами, взлетами и падениями. Но на своем пути, он старался никогда не отступать принципов, которых всегда придерживался. Для одних он был подобен Христу, а для других являлся жутким революционером. Речь пойдет о Петре Алексеевиче Кропоткине.
ЛИЧНОСТЬ
Кропоткину с детства была уготована судьба стать чиновником или военным. Будучи сыном генерал-майора, чей род брал свое начало от самих Рюриковичей, его жизнь была уже предопределена и расписана на долгие годы вперед. С отличием окончив Пажеский корпус, он мог сделать головокружительную карьеру, при царском дворе. Но не это, волновало юного Петра. Тяжелая жизнь обычных людей, вот чем был обеспокоен будущий революционер.
Кропоткин решает отправиться на службу в далекую Сибирь, которая стала местом для поиска себя и своего предназначения. Он занимался реформами городского самоуправления и тюремной системы. Он занимался наукой и все для того, чтобы стать полезным обществу.
Но вскоре к нему пришло осознание того, что помочь обычным людям при помощи науки и государственной системы невозможно. Как наука может помочь человеку, когда он работает день и ночь, чтобы не умереть с голоду? Как государство может помочь человеку, когда сама его сущность заключается в уничтожении личности? Петр Алексеевич понимал, что нужно искать выход из этой ситуации, и он его нашел, в тихой и маленькой Швейцарии, где он познакомился с анархистами.
Анархизм приковал Кропоткина своей атмосферой равенства, отсутствием разделения на лидеров и рядовых жителей. Он поражался их независимости и способности выработать своей взгляд на мир.
Вернувшись в Россию, Петр Алексеевич занялся революционной деятельностью. Он участвовал в революционных кружках и попутно продолжал заниматься наукой. Но его революционная деятельность была раскрыта, и Кропоткин был заточен в Петропавловскую крепость. За день до этого, он выступил с докладом в Русском Географическом обществе, с обоснованием теории ледникового периода, который сделал фурор в мировой науке. Находясь в тюрьме, ему было позволено продолжить заниматься научными изысканиями, но он уже грезил о побеге.
Бежав из госпиталя Петропавловской крепости, он отправился в Лондон, откуда как он предполагал, сможет обратно вернуться в Россию. Но вот чего он не смог предположить, так это то, что в эмиграции он пробудет около 40 лет.
В эмиграции он занимался разработкой теории анархизма и научной деятельностью. Его успехи были признаны во всем мире. Он давал лекции, работал с ведущими научными журналами того времени. Он сидел во французской тюрьме, по ложному обвинению. В его защиту выступали различные известные люди, среди которых был Виктор Гюго, а Оскар Уайльд характеризовал Кропоткина как «Христа, идущего из России».
Вернуться в Россию, Петр Алексеевич смог только после Февральской революции в 1917 году, будучи уже глубоко старым человеком. Поезд, на котором он приехал, встречала огромная и восторженная толпа людей. Он был рад вернуться на родину.
Петр Алексеевич участвовал на различных совещаниях, в том числе и на Государственном совещании, где заявил о том, что видит Россию федеративной республикой, что было воспринято в штыки среди анархистов. На это у него были свои причины.
Ему был предложен любой пост в только что созданном правительстве, но отказался. Он оставался анархистом и был верен принципам, с которыми прошел всю свою жизнь.
Идеи
Петр Кропоткин искал научное обоснование анархизма. Опорой ему служили историческая наука и социология. На базе исторической науки, он указывал, что всю историю человечества разделяет два течения: государственный и федеративный. Государственное течение основано на эксплуатации человека человеком, а федеративное – на добровольном соглашении. Государственное течение всегда завершается крахом цивилизации, в то время как федеративное сопровождается расцветом мысли человека и общего подъема. Примеры федеративных тенденции Кропоткин находит в 12-16 веках, когда ремесленники и купцы объединялись в различные союзы и гильдии, а те в свою очередь формировали средневековый город, который боролся за свою автономию и независимость.
На основе социологии и биологии, Петр Алексеевич видел потребность людей в общении и взаимной помощи, которую он также наблюдал у животных. Как животные собираются в стаи, для того, чтобы выжить, так и люди на протяжении всего своего существования организовывали различные союзы для того, чтобы помогать друг другу. Взаимная помощь среди животных и людей являлась фактором их эволюции и развития.
Политическая система Кропоткина должна была базироваться на идеях взаимопомощи, солидарности и свободного договора. Самоуправление коммун основывалось на прямой демократии с правом меньшинства выхода из коммуны или союза. Коммуны формировали различные федерации на основе их потребностей и заинтересованности. Интересы коммуны должны были представлять избранные делегаты. Капитализм - как система, не отрывная от государства, должна быть устранена вместе с самим государством посредством революции.
Но Петр Алексеевич боялся последствий революции: те многочисленные жертвы, которая она может после себя оставить. И поэтому лучше революции, только эволюция. Кропоткин верил, что в течении определенного времени, люди разовьют в себе принципы солидарности, а принципы федеративного и свободного порядка возобладают над государственными. Вот тогда и установится анархия.