Найти тему

Какая заповедь считается наивысшей — и ещё 2 вопроса и 3 ответа...

Художник: Эдгар Дега
Художник: Эдгар Дега

Три ответа на искушения Христа.

В Священном Писании так называемые учителя ветхозаветного закона

все время искушали Христа, желая обвинить его в ереси.

В Великий Вторник Страстной Седмицы

в ответ на три обличительные притчи

иудеи задают Господу три искусительных вопроса:

о подати кесарю,

о жене семи мужей,

о наибольшей заповеди в Законе.

И казалось действительно нет ответов на эти вопросы,

ибо сами по себе они рассчитаны на то что

человек ошибется, накликав на себя беду,

но человек – а не Бог, поэтому

Иисус Христос дает эти три ответа на вопросы.

Кратко напомним вопросы.

Первый вопрос был о том, надо ли платить подать кесарю.

Второй вопрос о том, с каким из своих семи мужей окажется женщина на небесах

(ибо в то время у евреев был обычай, что

после смерти мужа ее брал в жены брат покойного,

соответственно умерли все семь братьев, а женщина была еще жива),

и третий вопрос о том какая заповедь считается наивысшей

(в то время существовало у евреев более 600 заповедей).

И вот такие ответы дал Иисус в ответ на попытку искушения его.

Вопрос о подати кесарю был рассчитан на то,

что если Господь скажет что надо платить подать –

значит он тем самым оттолкнет от себя Иудейский народ как народ Божий,

который находился под гнетом языческого императора,

который является противником Богу,

а если он ответит что платить не надо –

то его обвинят перед римлянами в том, что он бунтует народ против властей.

Своим ответом: «…отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу»

Господь дал понять искусителям,

что надо исполнять свои обязанности как в отношении к Богу,

так и в отношении к кесарю,

потому что одно не противоречит другому и приношение подати не мешает исполнению Заповедей Божиих.

И если кесарю по закону полагается платить подать,

то сердца людей останутся с Богом,

потому что ничто материальное не может нанести ущерб душам людей.

Вопрос о жене семи мужей вмещает в себя представление многих о том,

что рай – похож на некое место, где люди после смерти продолжают жить по своим земным законам,

и Господь отвечает им, что Царство Небесное – это иное место,

там не женятся, не рожают детей, не умирают и проч.,

потому что все, что должно было свершиться –

происходит на земле и служит подготовкой к Царствию Небесному,

и что в будущей вечной жизни не будет ничего чувственного,

а люди будут жить духовной, ангельской жизнью.

Вопрос о наибольшей Заповеди в Законе был коварным потому,

что Господа искушали в ожидании ответа его,

потому что фарисее исполняли более шестисот различных предписаний,

а книжники различали в законе большие и малые заповеди,

о чем все время спорили между собой.

Кто-то считал, что наибольшей заповедью является заповедь о жертвах,

кто-то – заповедь о субботе,

кто-то – об обрезании и проч.

Поэтому ответ Господа о том, что первая и большая заповедь –

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, душой и разумением,

а вторая заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя –

привел в восторг даже самого законника, который воскликнул:

«…хорошо, Учитель! истину сказал Ты…». Мк.12:32.,

потому что перед ним открылся смысл жизни

и он понял ради чего Христос пришел в этот мир.

Таким образом Иисус своим ответом

раздвигает книжникам рамки формальной религиозности

и призывает любить Бога и ближнего,

потому что любовь никогда не может руководствоваться

какими-то заповедями и всегда больше чем заповедь,

потому что любовь это и есть главная жертва,

когда человек забывает про себя ради Бога и ближнего своего.

Не искушайтесь и любите друг друга.

Сергей Зелинский

(психотерапевт, теолог, автор 250 книг, чемпион мира)