Три ответа на искушения Христа.
В Священном Писании так называемые учителя ветхозаветного закона
все время искушали Христа, желая обвинить его в ереси.
В Великий Вторник Страстной Седмицы
в ответ на три обличительные притчи
иудеи задают Господу три искусительных вопроса:
о подати кесарю,
о жене семи мужей,
о наибольшей заповеди в Законе.
И казалось действительно нет ответов на эти вопросы,
ибо сами по себе они рассчитаны на то что
человек ошибется, накликав на себя беду,
но человек – а не Бог, поэтому
Иисус Христос дает эти три ответа на вопросы.
Кратко напомним вопросы.
Первый вопрос был о том, надо ли платить подать кесарю.
Второй вопрос о том, с каким из своих семи мужей окажется женщина на небесах
(ибо в то время у евреев был обычай, что
после смерти мужа ее брал в жены брат покойного,
соответственно умерли все семь братьев, а женщина была еще жива),
и третий вопрос о том какая заповедь считается наивысшей
(в то время существовало у евреев более 600 заповедей).
И вот такие ответы дал Иисус в ответ на попытку искушения его.
Вопрос о подати кесарю был рассчитан на то,
что если Господь скажет что надо платить подать –
значит он тем самым оттолкнет от себя Иудейский народ как народ Божий,
который находился под гнетом языческого императора,
который является противником Богу,
а если он ответит что платить не надо –
то его обвинят перед римлянами в том, что он бунтует народ против властей.
Своим ответом: «…отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу»
Господь дал понять искусителям,
что надо исполнять свои обязанности как в отношении к Богу,
так и в отношении к кесарю,
потому что одно не противоречит другому и приношение подати не мешает исполнению Заповедей Божиих.
И если кесарю по закону полагается платить подать,
то сердца людей останутся с Богом,
потому что ничто материальное не может нанести ущерб душам людей.
Вопрос о жене семи мужей вмещает в себя представление многих о том,
что рай – похож на некое место, где люди после смерти продолжают жить по своим земным законам,
и Господь отвечает им, что Царство Небесное – это иное место,
там не женятся, не рожают детей, не умирают и проч.,
потому что все, что должно было свершиться –
происходит на земле и служит подготовкой к Царствию Небесному,
и что в будущей вечной жизни не будет ничего чувственного,
а люди будут жить духовной, ангельской жизнью.
Вопрос о наибольшей Заповеди в Законе был коварным потому,
что Господа искушали в ожидании ответа его,
потому что фарисее исполняли более шестисот различных предписаний,
а книжники различали в законе большие и малые заповеди,
о чем все время спорили между собой.
Кто-то считал, что наибольшей заповедью является заповедь о жертвах,
кто-то – заповедь о субботе,
кто-то – об обрезании и проч.
Поэтому ответ Господа о том, что первая и большая заповедь –
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, душой и разумением,
а вторая заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя –
привел в восторг даже самого законника, который воскликнул:
«…хорошо, Учитель! истину сказал Ты…». Мк.12:32.,
потому что перед ним открылся смысл жизни
и он понял ради чего Христос пришел в этот мир.
Таким образом Иисус своим ответом
раздвигает книжникам рамки формальной религиозности
и призывает любить Бога и ближнего,
потому что любовь никогда не может руководствоваться
какими-то заповедями и всегда больше чем заповедь,
потому что любовь это и есть главная жертва,
когда человек забывает про себя ради Бога и ближнего своего.
Не искушайтесь и любите друг друга.
Сергей Зелинский
(психотерапевт, теолог, автор 250 книг, чемпион мира)