Найти в Дзене

Крымские партизаны против танков

Здравствуй дорогой читатель!
Дочитывая статью и подписываясь на канал, Вы помогаете автору. Так же если статья понравилась, жмите большой палец вверх. Если же возникли вопросы, замечания или просто хотите выразить своё мнение, то пишите комментарии.

Партизанское движение в районах СССР оккупированных нацисткой Германией наносило ощутимый урон по всем сферам жизни армии как на фронте, так и в тылу. Неудивительно, что командование Вермахта уделяло много внимания этому вопросу. Невидимый враг, который, казалось, существовал по всюду, внезапно появлялся «из воздуха», осуществлял свою деятельность и так же быстро исчезал. Подобные противостояния, иногда носящие ожесточенный характер, привели к появлению ряда руководств, среди которых стоит выделить «Боевые инструкции по борьбе против партизан на Востоке» от 11 ноября 1942 года, позднее работа была переиздана и введена в действие с 1 апреля 1944 года.

В этих руководствах отдельное внимание уделялось вопросам эффективности применения танков или бронированных машин. 

«Использование в борьбе против партизан разведывательных и других танков, даже устаревших конструкций, имеет весьма большое значение, и не только из-за их огневой мощи, но особенно потому, что они оказывают сильное моральное воздействие на партизан. Однако использовать танки в болотистой, лесистой и горной местности часто трудно, а иногда и вовсе невозможно»

Оборона Крымского полуострова от захватчиков началась 24 сентября 1941 года, а 16 ноября была занята вся территория, кроме Севастополя. С «железными монстрами» крымские партизаны впервые встретились зимой 1941 года, практически с самого начала своей деятельности.

Так например, в боевом донесении штаба II-го партизанского района командующему движением в Крыму Алексею Васильевичу Мокроусову от 7 января 1942 года отмечено, что «отряды этого района за время пребывания в лесу уничтожали живую силу и технику противника, а отряд №13, под командованием Литвиненко (Зуйский партизанский отряд), подорвал 3 танка с экипажем. Всего за весь период с ноября по январь по району уничтожено 336 солдат и около 30 офицеров, 5 грузовых машин, 1 легковая, 3 танка и 4 повозки. За этот же период отрядами района уничтожено пособников врага 15 человек, изъяты винтовки, много гранат и патронов...»

-2

В конце 1943 года начала проводиться операция «Feuer und Swert» («Огонь и меч»), направленная на блокаду и уничтожение группировок в старокрымских, карасубазарских, зуйских лесах и в Крымском заповеднике.

Первой территорией оказались зуйские леса, в которых находились аэродромы, объединенный партизанский центр, три бригады и большое количество мирного населения.

Карательный корпус, выделенный для этой цели, состоял из трех румынских горнострелковых дивизий, четырех немецких пехотных и восьми полицейских батальонов. В операции были задействованы 16 танков, несколько эскадрилий штурмовой и бомбардировочной авиации, 18 минометных и 12 артиллерийских батарей разных калибров.

Партизаны имели гораздо меньше сил: карателям противостояли 1-я, 5-я и 6-я бригады, общей численностью 2 345 человек, батарея 76-мм пушек и горных установок «Катюш».

Об эффективном применении бронетехники, почти за полтора месяца (с 27 декабря 1943 года по 8 января 1944 года) прочёски леса, практически ничего не указано. Известно лишь то, что танки румынских горнострелковых дивизий применялись в качестве заслонов на дороге от села через лес в районе южнее Баксан и по нагорью Караби-яйла или в качестве охраны командного пункта. 

Трофейный французский танк S35 из состава 204-го немецкого танкового полка (Pz.Rgt.204) в Крыму.
Трофейный французский танк S35 из состава 204-го немецкого танкового полка (Pz.Rgt.204) в Крыму.

Однако, известны более ранние случаи использования танков против партизан в зуйских лесах, в период боев в ноябре 1943 года, но с потерями для оккупантов. Так, например, 13 ноября в районе села Барабановка один танк был даже захвачен партизанами, но впоследствии сожжен.

Уже позднее, а именно 27 марта 1944 года шесть партизанских отрядов Восточного соединения разгромили гарнизон Старого Крыма и пригорода Болгарщина численностью 1300 чел. Этой операции предшествовало десять дней разведывательных действий, в результате которых установлена численность гарнизона и расположение частей. По разведданным, в городе имелось три танка «Рено» - два двадцатитонных и один пятитонный под охраной обслуги и экипажей во дворах по ул. Ленина. Судя по всему, это были танки французского производства фирмы «Renault» S-35 (масса 20 т) и FT-17 (масса 6,5 т), которые состояли на вооружении румынских подразделений и в Крыму.

Восточное партизанское соединение 11 апреля 1944 года «оседлало» шоссе Феодосия-Симферополь в районе Старого Крыма и Изюмовки, перерезало отход противнику, отступающему под натиском частей Отдельной Приморской армии. В трехдневных боях партизаны истребили 804 солдата и офицера, взяли в плен 1167 гитлеровцев, подбили 3 танка, уничтожили 126 автомашин, 7 тракторов-тягачей, 1 бронемашину, 5 орудий и захватили большие трофеи.

Всего же крымские партизаны за весь период с ноября 1941 года по апрель 1944 года уничтожили или частично повредили 11 танков противника и 3 бронемашины.

Следует отметить, что судя по фотографиям, явно сделанным после освобождения Старого Крыма в апреле 1944 года, на них запечатлен танк Pz.fw. В2 740(f) французской фирмы «Renault», бортовой номер «132». Фото размещено в книге «Cтаpый Кpым в οгне Великοй Οтечеcтвеннοй вοйны». Танк принадлежал 223-й роте трофейных танков (Panzer-Beute-Kompanie 223), которая была сформирована 6 февраля 1942 года. В ее составе находилось 5 линейных танков и 12 огнеметных Pz.fw. В2 740(f). В мае 1942 года роту отправили в Крым, где она была передана 22-й танковой дивизии. Рота приняла активное участие в штурме Севастополя. 24 июня 1942 года её переформировали в 1-ю роту 223-го танкового батальона. На этом её активное боевое применение закончилось. Большую часть времени экипажи боролись с собственной техникой. Ситуация усугублялась тем, что боевая масса Pz.Kpfw. B2(f) выросла на 3 тонны, что еще сильнее нагрузило двигатель и ходовую часть.

223-я рота трофейных танков в Крыму, 1942 год
223-я рота трофейных танков в Крыму, 1942 год

По состоянию на 27 марта 1943 года танки все еще находились в Крыму. Практически каждый из них имел те или иные механические неисправности. Роту использовали для обороны, поскольку никаких иллюзий по поводу Pz.Kpfw. B2 и их огнеметных версий немецкое командование уже не испытывало. 20 мая 15 танков погрузили на платформы и отправили на Голубую Линию в район Феодосии. Пробыли они там недолго: в июне танки заменили на Pz.Kpfw.IV, а французскую матчасть отправили во Францию.

Таким образом, применение танков против крымских партизан имело явно ограниченные масштабы. Известные фотографии танков и косвенные данные позволяют говорить об явно устаревших, иностранных по происхождению типах бронетехники. Танки применялись частями и подразделениями оккупантов (прежде всего румынскими) для проведения значительных операций против формирований партизан. В свою очередь, партизанские отряды противостояли таким действиям достаточно активно, а в период отступления противника в апреле 1944 года - еще и успешно подбивали танки из отходящих частей. Кроме того, танки были приоритетными целями при налетах на крупные гарнизоны. В целом, в условиях горно-лесной части Крыма танки оказались малоэффективными в противопартизанской войне.

Подписывайтесь на канал!

Впечатления и замечания пишите в комментариях или же в личные сообщения через сервис Я.Мессенджер.

-5